Не от мира сего. Почему Джон Алтун уничтожил свои картины?
Армянский музей Москвы рассказывает о Джоне Алтуне — знаковой фигуре арт-рынка 60-х в Америке. Настоящая фамилия художника — Алтунян.
Он родился в 1925 году в семье армянских эмигрантов.
Алтуняны обосновались в Лос-Анджелесе, там же Джон пошёл в школу. Высшее образование Алтун получил в Институте искусств Отиса, а также посещал Колледж дизайна в Лос-Анджелесе и прошёл обучение в Институте искусств.
На американской арт-сцене 60-х художник отметился как «яркий представитель абстрактного экспрессионизма 50-х–60-х». Выставки его работ проходили на самых авторитетных и современных площадках Нью-Йорка, Вашингтона, Лос-Анджелеса и Сан-Диего.
Наибольшую известность получили так называемые «фигуративные рисунки» Алтуна, которые он создал в шестидесятые. Леа Оллман, авторитетный арт-критик Америки, назвала этот цикл «словарём неопределенных ботанических и биологических форм, которые Алтун одержимо изображал до последнего дня своей жизни».
Одержимость — не случайное слово. Алтун страдал психическим расстройством и, однажды, в порыве болезненной ярости, уничтожил часть коллекции Ocean Park — серии картин, благодаря которым он и прославился. Они сейчас выставлены в галереях и интернет-акуционах.
После приступа паранойи, которая с ним случилась как раз 26 ноября 1960 года, Алтун попадает на приём к Милтону Векслеру, выдающемуся психоаналитику и лечащему врачу творческой элиты Америки и Европы. (Векслер консультировал звёзд Голливуда, но самым знаменитым его пациентом был Френк Гери — архитектор «парусного здания» Louis Vuitton Foundation. — Прим. авт.).
Векслер помогает Алтуну восстановиться и вернуться к работе. После возвращения из клиники Алтун занимается искусством с утроенной силой. Он был «одержим настоящими демонами», вспоминает богемная личность Ларри Белл, знавший Алтуна.
Алтун примыкал к группе художников Ферус (Ferus. — Прим. авт.) — их так называли по ассоциации с галереей Ферус, пристанищем богемы в Лос-Анджелесе шестидесятых. «Братья по Ферус» тепло вспоминают, что «Джон был самым весёлым и дружелюбным из них и мог очаровать кого угодно».
Сотрудничество с галереей Ферус и подтолкнуло Алтуна к созданию ставшей в последствии знаменитой коллекции Ocean Park. Серия изображала область вокруг Венеции и Санта-Моники — городов в Калифорнии. В серии было задумано 18 картин. Работы художник выполнил в виде импульсов, идущих от мозга к рукам и далее — к рисовальной кисти.
Алтун декларировал принцип абстрагирования от природы и практиковал спонтанность, поэтому художник интерпретировал Ocean Park «как прямое, свободное от какого-либо механического воздействия отображение прибрежных окрестностей через систему моделирования биологических образов».
Арт-критик Леа Олман в своей статье, опубликованной в авторитетном издании «Искусство в Америке», пишет, что «Джон Алтун появился в искусстве Лос-Анджелеса как безрассудная интенсивная личность, обладающая огромной индивидуальностью».
Ирвинг Блум, коллега художника по галерее Ферус, вспоминает: «Если галерея и может быть близка по духу одному человеку, то этим человеком, несомненно, был Джон Алтун — всеми любимый, вызывающий, романтичный, очень амбициозный и слегка сумасшедший».
Жизнь Алтуна была борьбой с психическим недугом. Ему приходилось противостоять приступам депрессии и паранойи. Это, безусловно, отразилось в его творчестве — таком же неуловимом и концептуально необусловленном, как и диагностика шизофрении, от которой он страдал на протяжении 14 лет — вплоть до своей кончины.
Он умер на 44 году жизни от сердечного приступа. Сейчас его работы выставлены на самых авторитетных площадках мира. Это: Музей американского искусства Уитни, Музей современного искусства Сан-Франциско, Институт искусств (Чикаго).
Есть картины Алтуна и в собрании Центра искусств Гафесчяна в Ереване.
Источники: Ollman, Leah (February 1999). «Altoon: Beyond the Aura — Works of John Altoon». Art in America || Энциклопедия artnet.com
Обложка: google.com