Столетний вопрос: как и зачем сохранять армянские диаспоры?
Публикуем перевод редакционной статьи Armenian Weekly, посвященной судьбе глобальной армянской диаспоры.
На это можно смотреть почти как на чудо — что армяне до сих пор существуют как народ. Без сомнения, многие наши публикации начинались с этого замечания. Но оно по-прежнему актуально.
Читатели наверняка заметили, что в последние несколько недель мы опубликовали серию материалов, написанных Джорджем Агджаяном, в которых подробно разбираются свидетельства армянского присутствия по всему миру. Хотя цель этих публикаций — помочь армянам, которые ищут информацию о предках, они фиксируют угасание некогда активных и живых армянских общин. Наша коллективная идентичность всегда находилась под угрозой — с тех самых пор, как сформировалась армянская нация, — так могут возразить некоторые. Армянам в их истории выпали лишь редкие периоды мира. Тем не менее, мы каким-то образом сохранились, хоть и в «усеченной» форме. Сегодня вопрос армянской идентичности в диаспоре является личным делом каждого.
Оставим в стороне вопрос, насколько надо вовлекаться в армянскую общинную жизнь, чтобы считаться членом диаспоры. Главный вопрос — как выживает диаспоральное сообщество, если оно вообще может выжить, и какую роль в этом выживании играет независимое государство?
Такие дискуссии крайне редко продвигаются дальше аргумента, что очевидным образом фокус диаспоры должен быть направлен на построение сильной и стабильной Республики Армении. Часто этот аргумент используется, чтобы снизить «градус» фиксации диаспоры на признании Геноцида армян. Более гибкая аргументация предполагает, что справедливое признание геноцида — это очень важный элемент жизнеспособности Армении как государства.
Исключительно в качестве эксперимента давайте представим, что все люди армянского происхождения упакуют чемоданы и вернутся на историческую родину… Будет ли это хорошо для Армении? Редактор Armenian Weekly побеседовал с главой фонда Repat Armenia Вартаном Марашляном. Он считает это нереалистичным — думать, что все или большинство армян диаспоры могут жить в Армении. По его мнению, более реалистичный прогноз — это соотношение 50 на 50. «Мы один из редких народов, у которых наблюдается такое большое неравновесие между людьми, живущими в национальном государстве и в диаспоре. Например, в случае Израиля — это соотношение 50 на 50», — сказал Марашлян.
Марашлян заметил проблему еще серьезнее — это не столько отсутствие репатриации, а скорее отсутствие вовлеченности в тех общинах, к которым принадлежат молодые армяне диаспоры. Во всем мире существует 30.000 диаспоральных организаций, но, тем не менее, 80 процентов армян спюрка никак не вовлечены в их работу.
Может быть, что мы так много усилий вкладывали в устойчивое развитие Армении, что при этом упустили свои собственные организации в диаспоре?
Кажется, пора рассмотреть взаимную зависимость Армении и диаспоры. Причины две — радикальные перемены в политическом руководстве республики и недавний визит нового министра диаспоры Мхитара Айрапетяна в США. Неизбежно возникают вопросы:
— Какими качествами должна обладать диаспора, чтобы выживать поколение за поколением?
— Какие обязательства должна взять на себя диаспора, чтобы обеспечить процветание Армении, и как эти обязательства помогают диаспоре сохранить себя?
Если кто-то полагает, что диаспоры обречены на ассимиляцию и вымирание, давайте сравним их со смертельно больным человеком. Возможно, нет смысла продлевать его мучения, но, может быть, пациента еще можно спасти?
В первую очередь, нужно понимать, что каждая армянская диаспора уникальна, важно учитывать обстоятельства ее появления. Довольно велика разница между общинами, возникшими из травмы геноцида, и общинами, которые появились вследствие экономической миграции (новая диаспора). Главная разница между ними в том, что экономические факторы меняются, как и «приливы и отливы» мигрантов. Но это даже приблизительно не затрагивает более сложную проблему — обязательно ли должна быть травма, чтобы сохранить идентичность в диаспоре?
Кто-то может возразить, что община становилась более сильной и мобильной перед лицом трагедий и вызовов — землетрясения 1988 года, войны в Карабахе, независимости Армении, — и других менее крупных событий, кульминацией которых было 100-летие Геноцида армян. Потенциал диаспоры во всей ее мощи раскрывался именно в этих событиях. Тем не менее, то ли из-за усталости, то ли из-за старения тех самых мобилизованных людей, есть ли основания полагать, что этот потенциал сократился? Как создать более последовательную и активную диаспору в спокойные периоды, когда крупных потрясений не происходит?
Лучший ответ, который мы смогли найти, — это поездки молодых людей в Армению, Арцах и Джавахк — ради туризма, стажировок, специальных проектов, преподавания и обучения, работы и так далее. Таким образом они больше привязываются и к Армении, и к своей принадлежности к армянскому народу. Но как сделать молодых людей в нашей стране [имеются в виду США — прим. ред.] более активными?
Ответ одновременно простой и сложный — образование.
К сожалению, в США не удалось создать достаточное количество средних и старших армянских школ в разных районах. А это, как минимум, важный фактор поддержания живой общины. Мы пытаемся компенсировать это другими проектами, но по своему влиянию они не могут сравниться с хорошей школой.
Сила диаспоры находится в прямой связи с силой Армении, потому что сильные страны способны поддерживать свои заграничные общины. Если поддержание сильной диаспоры будет приоритетом Армении, то и сами общины начнут вкладываться больше в обучающие программы и развитие сети школ.
Источник: armenianweekly.com.