Армянские наряды: чем отличалась одежда девушек и замужних женщин?
Говоря о национальных костюмах, мы часто забываем, что практически во всех культурах мира существовали различия в манере одеваться молодых девушек и замужних женщин. В древности это касалось и армянок, но уже к середине XIX столетия разница в одежде была утрачена.
Слева девица Маргрит. Справа - замужняя Наталья. Обеты совершенно одинаково, к тому же у Натальи довольно глубокое декольте.
Свидетельство этого мы находим в пьесе Габриела Сундукяна «Хатабала», или «Переполох». Напомним сюжет: молодой франт Геворк Масисянц возвращается после учебы в родной город. На улице он встречает красивую молодую девушку, которая заходит в дом богача Замбахова. Масисянц принимает ее за дочь хозяина — Маргрит, и решает посвататься к ней.
А на самом деле видел он красавицу Наталью, а Маргрит дурна собой, и даже хорошее приданое не делало ее краше. Отец девушки понимает, что юноша обознался, и хочет совершить помолвку, не показывая ему дочь до самого последнего момента.
Так вот, если бы костюм сохранял свои строгие детали, Геворк никогда не попал бы в такую неловкую ситуацию. Наталья была замужем, Геворк сразу понял бы это по ее одежде, если бы дело происходило столетием раньше.
Что же это за отличия? Рассмотрим их на примере образов святых Гаяне и Рипсиме кисти Овнатаняна из Первопрестольного Эчмиадзина. Святая Рипсиме изображена в легкой шали, небрежно накинутой на голову. Ее шея открыта, ноги босы. Гаяне же представлена в очень плотном облачении. Мы видим только лицо и кисти рук святой. Вспомним — Рипсиме была девицей, в то время как Гаяне приняла христианство зрелой женщиной. Она была кормилицей Рипсиме, а значит, успела стать матерью.
Кончено, обе святые не в таразе, они его никогда и не носили. Но сам принцип изображения незамужней девицы и женщины, хоть и принявшей обет безбрачия, но в браке уже побывавшей, существовал и в национальной одежде, причем не только у армян. Некоторые художники изображают святую Рипсиме глухо замотанной в монашеские одеяния, и этим нарушают общепринятый канон.
Знал об этом и изучавший этнографию художник Григор Ханджян. На фреске «Возрождение» мы видим три возраста женщины: девочку-подростка, молодую мать и старушку. Девочка стоит на коленях в рубашке с расстегнутым воротом и в серебряном ожерелье. Молодая женщина в закрытой одежде и в золоте. На самой старшей украшений не видно вовсе. Это тоже часть традиции — незамужние девушки носили серебро, замужние — золото. Достигнув почтенного возраста, женщина переставала носить драгоценности. Эта традиция была общей для многих народов. Частично она дошла до наших дней.