Что происходит в современной армянской культуре? Интервью с создателями проекта «Амен»
Мы поговорили с создателями музыкального проекта «АМЕН» — продюсером и дизайнером Асмик Чахмахчян и композитором Араксией Мушегян. Они рассказали о своей работе, о том, что происходит сейчас в армянской профессиональной культуре, в том числе в музыке. Мы обсудили, какова роль государства в сфере культуры, что предпочитают зрители и как рождаются творческие идеи.
Сколько лет существует ваша творческая компания? Чем вы занимаетесь?
Асмик: Наша компания была основана 2013 году. Мы занимаемся созданием и осуществлением разнообразных музыкальных проектов, продюсированием как отдельных артистов, так и проектов.
С чего началась история вашей компании? Можете вспомнить самое первое мероприятие?
Асмик: Все началось с того, что я и Араксия Мушегян решили объединить силы. Будучи творческими людьми, имеющими достаточно большой опыт каждый в своей сфере и будучи без ложной скромности патриотами своей страны, мы видели необходимость в создании новых культурных программ, поскольку понимали, какой огромный пробел, даже пропасть, есть в постсоветской армянской культуре. К сожалению, в течение всех этих лет мы были свидетелями катастрофического процесса деградации, исчезновения присутствия армянской культуры в России и, в частности, в Москве.
Это явление нас очень беспокоит. Опираясь на собственные силы и ресурсы, мы старались противиться этой тенденции.
Наш первый совместный проект — это «АМЕН» — музыкально-драматическое представление в трех частях. Поскольку создание проекта длилось более трех лет, параллельно мы делали более камерные, но не менее значимые проекты, например, концерт «Маленькие сокровища Армении», который мы осуществили вместе с Сильвой Мекинян, юбилейный концерт «Бабаджанян-95», организация Дней культуры Армении в Санкт-Петербурге и другие.
Кто ваш зритель? Кому адресованы ваши проекты?
Асмик: Наши концерты адресованы любому человеку, кто любит и ценит хорошую музыку и красоту.
Араксия: Мы не разделяем зрителя по возрастному, национальному или какому-либо другому признаку. Отдаваясь своему делу без остатка, мы дарим зрителю огромный спектр эмоций, которые они помнят долго и хотят вновь вернуться, но самое главное — мы относимся к нашему зрителю с большим уважением и многократно убеждались в том, что миф «сегодняшний зритель — потребитель с плохим вкусом» рассыпается мгновенно, как только этот же зритель, оказавшись на концерте, наслаждается хорошей музыкой, долго и бурно аплодирует, возможно, не понимает, но прекрасно чувствует, что ему это нравится и уходит домой получив эмоциональный и духовный заряд.
Как сделать мероприятия армянской тематики интересными не только для армян? Как решаете эту задачу вы?
Асмик: Уверена — все что создается, будь то в сфере музыки, театра, живописи, дизайна, архитектуры и т.д., если это сделано на высоком профессиональном уровне и с любовью, то такой продукт будет интересен абсолютно всем. Как говорила великая Майя Плисецкая, можно что-то сделать плохо, а можно — хорошо. Все просто!
Араксия: Асмик абсолютно права. Причина, по которой мероприятие интересно или не интересно, — не в армянской тематике, а в профессионализме. К сожалению, на сегодняшний день любой дилетант, не имеющий ничего общего с культурой, называет себя модным словом «продюсер» и занимается организацией культурных мероприятий. Вот мы и видим концерты с громкими армянскими названиями, изначально ориентированные только на армянского зрителя, цель которых — далеко не «нести высокое искусство в массы», а получать какие-либо «галочки» или дивиденды, одурачивать армянского зрителя, который пришел получить эмоциональный и духовный заряд, а в итоге ушел с набором пустых имен и названий. Ну, а что говорить о неармянском зрителе, если даже армянскому с его ностальгией это не очень-то интересно?
Каким из своих проектов вы гордитесь больше всего?
Асмик: Самый значимый для нас проект — это, конечно же, музыкальная драма «АМЕН». Это многосложное полотно, над которым работала большая команда топ-профессионалов. На самом деле, каждый проект, созданный нами, очень важен для меня. Я не могу сказать: вот этим проектом я горжусь, а вот этим не очень, поскольку в каждый мы вкладываем душу, создаем что-то уникальное.
Как появилась идея постановки «АМЕН»? О чем она?
Асмик: На вопросы, как появилась идея или что вы чувствуете, когда рисуете мне всегда очень сложно ответить, поскольку у творческого человека идеи (чувства), приходят, ну, можно сказать, из космоса. Нет какой-либо причинно-следственной связи. А вот после появляется непреодолимое желание, намерение воплотить идею. В случае с «АМЕН» идея появилась за чашечкой кофе, и через два-три часа после этого начался процесс воплощения, я создала концепцию, Араксия сочинила музыку.
Араксия: Я ее не сочиняла, я ее просто слышала, ловила и успевала записать (Улыбается). «АМЕН» создавался на одном дыхании, у нас было большое желание рассказать миру про нас, армян, какие мы, рассказать эмоционально, чтобы зацепило каждого, рассказать языком, доступным любому человеку, любой национальности, и у нас это получилось.
Действие постановки идет от начала времен, когда у истоков Тигра и Евфрата жили люди, умевшие мечтать. «АМЕН» был создан для того, чтобы сохранить и передать будущим поколениям армянскую историю и культуру, донести до зрителя простые истины о ценности жизни, силе надежды и веры в справедливость.
«АМЕН» сочетает в себе несколько сценических и музыкальных жанров, языков и культур. Посредством символических образов, визуальных эффектов и музыки на сцене создается впечатляющее действо о тысячелетней истории Армении.
Расскажите, как проходила работа над проектом «АМЕН». Легко ли было собрать вместе большой коллектив? Откуда ваши артисты, музыканты?
Араксия: Думаю, мы были одержимы этим проектом, и огонь в наших глазах передавался всем, с кем бы мы ни работали. Такого вопроса, легко или трудно, не возникало. Всем, к кому мы обращались, нравилась идея проекта. В нашей команде собрались специалисты топ-класса из разных стран, с которыми мы имели честь работать на протяжении всего времени создания. Когда мы приступили к подбору артистов и музыкантов, с готовностью откликались все. В итоге в день премьеры на сцене была фантастическая команда артистов и потрясающий стафф за сценой.
Наши артисты и музыканты из разных коллективов — это Национальный филармонический оркестр Армении (художественный руководитель и дирижер Эдуард Топчян); государственный камерный хор «Овер» под руководством Соны Ованисян; танцевальный ансамбль «Нарек» (художественный руководитель Арман Джулакян); цирковая школа имени Г. Гиносяна под руководством Аветиса Гиносяна; вокальный ансамбль ереванской школы искусств им. М. Малунцяна; поп- и фольк-группы.
В постановке задействовано множество артистов, среди них тенор Ованес Айвазян, баритон Давид Бабаянц, сопрано Грачуи Бассенц (Германия), меццо-сопрано Джульетта Галстян (Швейцария), дудукист Геворг Дабагян (Армения), лирический тенор Перч Каразян (Армения), сопрано Рози Ануш Свазлян (США, Италия), сопрано Асмик Торосян (Италия, Армения), бас Барсег Туманян (Армения, Казахстан).
Расскажите о премьере проекта в Ереване. Как она прошла?
Араксия: Премьера прошла в Спортивно-концертном комплексе Еревана, который удивил всю нашу команду, прибывшую в Ереван. На репетиции артисты слетались со всего света, и весь этот период больше походил на некий артистический праздник общения, обмена мыслями. Зал СКК на протяжении двух недель, пока шли репетиции, был переполнен музыкантами, артистами, журналистами, студентами, иногда было чувство, что на сцене проходят открытые мастер-классы, ведь не каждый день есть возможность видеть в работе таких артистов вместе на одной сцене. Многие до сих пор вспоминают эти дни с ностальгией.
А как все прошло? Наверное, об этом все было сказано почти 20-минутными несмолкающими аплодисментами и оценкой музыкальных критиков, которые назвали проект «АМЕН» визитной карточкой Армении и самым крупным представлением, созданным за последние несколько десятков лет. Аналогов у него нет.
Какие проекты у вас запланированы на ближайшее время?
Араксия: Мы предпочитаем вначале проекты делать, а позже их обсуждать (Улыбается). Из ближайших мероприятий — осенью презентация лимитированного издания DVD-диска «АМЕН» с коллекцией шелковых платков, выпущенных при поддержке HENDERSON и выполненных по дизайну Асмик.
Также планируем проведение концерта «Маленькие сокровища Армении», где можно будет насладиться выступлением юных, но уже профессиональных армянских артистов из разных стран.
Расскажите о продюсерской стороне вашей работы. Каких музыкантов вы представляете? Оказываете ли вы поддержку музыкантам и артистам?
Араксия: Мы представляем солиста Метрополитен-опера, в репертуаре которого более 60 оперных партий и 300 эстрадных песен — это бас-баритон Вазген Газарян (Нью-Йорк); также представляем инструментальный проект «Forbidden Saints» (Лос-Анджелес) — коллектив выдающихся инструменталистов, работающих с такими музыкантами, как Шакира, Янни, Бенсон и т.д. Недавно начали работать с молодым многообещающим артистом, поющим в жанре кросс-опера Львом Яном (Москва).
Еще мы сотрудничаем с большим количеством артистов и коллективов, привлекаем их в различные проекты.
Есть ли у вас партнеры? Какую помощь вы ожидаете от них получить?
Асмик: Наши партнеры — это Национальный филармонический оркестр Армении, художественный руководитель и дирижер — Эдуард Топчян (Армения); Государственный камерный хор «Овер», художественный руководитель — Сона Ованисян (Армения); Министерство культуры Республики Армения; Общественное телевидение Армении; Российская и Ново-Нахичеванская епархия Армянской апостольской церкви; PanArmenian Media Group и другие.
Мы ждем от партнеров в первую очередь партнерства.
Поддержка государства — нужна ли она творческим коллективам? Можно ли без нее обойтись? Получали ли вы сами поддержку от государства?
Асмик: Считаю, что поддержка государства необходима творческим коллективам, поскольку ресурс отдельной команды несравним с ресурсами государства, а грамотное и высококачественное представление культуры Армении в разных странах, в том числе в России, считаю одним из самых важных факторов в позиционировании страны.
Мы и сами получали поддержку от государства. Хотя, конечно, без нее можно обойтись, если ее нет.
Развитие профессиональной музыки в Армении и России. Что вы об этом думаете?
Араксия: Мне нравится вопрос, и мне хочется остановиться на слове «профессиональной». Оно предполагает получение образования, профессии!
Сегодня у нас в музыкальной сфере наблюдается засилье непрофессиональных, малограмотных людей, которые гордятся тем, что не знают даже нот, но при этом называют себя певцами, композиторами и т.д. Давайте называть вещи своими именами — это любители. Если эти господа любят петь, играть на музыкальных инструментах, музицировать, для этого в советское время были смотры самодеятельности в соответствующих домах культуры.
Из-за такой самодеятельности обесценивается профессия, а у публики развивается плохой вкус.
Народная музыка (армянская) в чистом виде сохраняется только благодаря усилиям мастеров этого жанра, которые пытаются оградить ее от бесконечного количества отуреченных и испохабленных трактовок, сохраняя народную музыку в чистом виде.
Наверное, единственное в сфере музыки, чем можно гордиться и в Армении, и в России, — это классическая музыка, которая дает возможность нашим талантливым музыкантам украшать лучшие сцены мира. В советское время у нас было потрясающее музыкальное образование, и, к счастью, отчасти еще сохранилась эта школа. Когда знания получаешь фундаментальные, специализированные, только в этом случае имеешь право называться профессионалом.