«Опасные гастроли» Александры Коллонтай в интерпретации Михаила Мелкумова

«Опасные гастроли» Александры Коллонтай в интерпретации Михаила Мелкумова

Оружие для революции, которое перевозили Александра Коллонтай и Максим Литвинов, сценаристу Михаилу Мелкумову пришлось превратить в листовки.

Героико-приключенческий музыкальный фильм «Опасные связи» от режиссера, создателя «Трех мушкетеров» Георгия Юнгвальд-Хилькевича, любим многими. Он был снят в 1969 году и во многом продолжил линию Эдмонда Кеосаяна. За три года до Хилькевича Кеосаян снял вторую в истории советского кино экранизацию повести Павла Бляхина «Красные дьяволята». Успех «Неуловимых мстителей был так велик, что Хилькевич приглашает снявшегося в «Неуловимых» Ефима Копеляна, а цыганский «элемент» был поддержан исполнителями цыганских песен Николаем и Радой Волшаниновыми.

Александра Коллонтай | 24smi.org

Перекрыть количество зрителей и кассовые сборы не удалось (картину Кеосаяна посмотрели 54,5 миллиона, Хилькевича — 36,9 миллиона человек), но «Опасные гастроли» стали также одной из знаковых лент, интерпретирующих революцию.

Как писали кинокритики, фильм был встречен официальными цензорами крайне враждебно: святое дело революции в головах номенклатурных партийных работников не совмещалось с канканом и эстрадными куплетами. «Так вот как Георгий Юнгвальд-Хилькевич представляет себе Октябрьскую революцию», — возмущался лауреат Сталинской премии Ефим Дзиган на страницах журнала «Искусство кино».

Тем не менее, популярность обоих фильмов была предопределена добротными литературными первоисточниками. В обоих случаях в основу повествования легли воспоминания революционеров, участников событий. 

Кадр из фильма «Опасные гастроли» | domkino.tv

Кадр из фильма «Опасные гастроли» | domkino.tv

К моменту встречи сценариста Михаила Мелкумова и режиссера Юнгвальд-Хилькевича Михаил Аркадьевич был известен по работе на «Узбекфильме». Уже были картины «Дочь Ферганы», «Фуркат», первая узбекская кинокомедия «Очарован тобой». В этом же ключе Михаил Мелкумов приступает к написанию сценария «Опасных гастролей» по воспоминаниям революционерки и дипломата Александры Михайловны Коллонтай. Жизнь чрезвычайного и полномочного посла в Швеции, Норвегии и США, министра государственного призрения в советские времена была канонизирована и не раз экранизирована. Но воспоминания Коллонтай о том, как они с будущим наркомом по иностранным делам СССР Максимом Литвиновым с 1909 по 1915 год перевозили оружие, произвела на воображение карабахского армянина Мелкумова большое впечатление. 

Работа над сценарием продвигалась очень тяжело. Как позже вспоминал Георгий Эмильевич: «Картина делалась по воспоминаниям Коллонтай, как она вместе с Литвиновым в начале века ввозила в Россию оружие. У нас все эти сцены убрали: власти меняли историю, как хотели. Мне сказали — большевики должны везти из-за границы только листовки, то есть готовить идеологическую революцию. "Смотрите, — говорю, — сама Коллонтай пишет, что оружие в Россию ввозилось с 1905 по 1911 год под видом какой-то театральной мишуры". Мне ответили категорично: "Что могла написать эта старая дура?"».

Кадр из фильма «Опасные гастроли» | domkino.tv

Разумеется, Коллонтай «старой дурой» не доживала. Первая в мировой истории женщина-министр имела железную волю и харизму неувядаемой красавицы. В молодости кружила голову великосветским кавалерам, отказалась выйти замуж за адъютанта императора, предпочтя ему бедного офицера Владимира Коллонтая, которого через пять лет бросила ради революции. Он остался с малолетним сыном. 

Коллонтай и оружие — тема в те годы звучавшая по-разному. Она не только рисковала собой, рисковали собой и другие, кто в нее влюблялся, а не получив благосклонности, стрелялся. В ее дореволюционной жизни было и обучение в Цюрихском университете, и в Англии, где она познакомилась с Георгием Плехановым. Несмотря на то, что была дружна со многими авторитетами социал-демократии, стремилась к независимости. До 80 лет Коллонтай не дожила три недели. Но при этом намного пережила других «икон революции» — Ларису Рейснер и Зинаиду Райх. Так, основываясь на воспоминаниях Александры Михайловны, Мелкумов пишет о том, как в дореволюционной Одессе якобы французский виконт открывает кабаре, которое финансируется большевиками, коварно использующими столь несерьезное учреждение культуры во вполне серьезных целях подготовки свержения государственной власти и так же лихо дурящими шефа жандармов Бобруйского-Думбадзе.

Разумеется, проводить прямые аналогии и связь киногероев с прототипами вряд ли получится. Центральный женский персонаж — танцовщица Софи (ее настоящее имя Александра), сыгранная Лионеллой Скирдой-Пырьевой. Актриса, призванная экранизировать образ Коллонтай, меняет оригинальные черты: здесь нет никакой жесткости и намека на «тело комиссарово», чем обладала киноверсия Ларисы Рейснер — героиня «Оптимистической трагедии». Скирда в это же время снимается в «Братьях Карамазовых», и сквозь образ Софи все время прорывается нежная, чувственная душа сводящей всех с ума красавицы, ради кинореволюции вынужденной приглушать свою природную инфернальность, которую она выразила в Грушеньке Достоевского. К тому же роль писалась не под Скирду, а под Высоцкого, а его не хотели видеть в этом фильме чиновники Госкино. Другие актеры, приглашенные на пробы, не могли «подрезать» Владимира Семеновича и поэтому нарочно играли плохо. Но и при этом Хилькевичу пришлось защищать Владимира Семеновича, как он говорил, «рогами». 

Примечательно, что Мелкумов не удержался и как армянин сделал «метку»: Николай Коваленко зовет одесских ломовых извозчиков-биндюжников везти армянские ковры, за которыми спрятаны листовки.

Поэтика фильма как будто распадается на два пласта: на реальный, драматический, и водевильный. Комическими чертами наделены «отрицательные» герои — шеф Одесской жандармерии Иван Тариэлович Бобруйский-Думбдзе (Ефим Копелян) и генерал-губернатор Казимир-Казимирович Кульбрас (Иван Переверзев). Характеры рабочего Максима (Георгий Юматов), Андрея Максимовича (Виконта де Корделя) (Николай Гринько), Николя Бенгальского (Николай Коваленко, Владимир Высоцкий) показаны в исторической проекции, где уже предчувствуются трагические перемены и большие жертвы. В этой истории силы уравновешены — фильм заканчивается гибелью и шефа жандармов, и героя Высоцкого. 

После «Опасных гастролей» Михаила Аркадьевича Мелкумова ждала еще работа над лентами «Гибель Черного консула», «Далекие близкие годы», «Большая короткая жизнь», «Пароль — "Отель Регина"». Но эта лента, снятая на Одесской киностудии, стала самой замечательной в его фильмографии.

«Опасные гастроли» Александры Коллонтай в интерпретации Михаила Мелкумова