Великая иллюзия: что стало с киногероями прошлого?
Компетентные люди, а также все остальные, все чаще и чаще подмечают, что время необычайно ускорило свой ход. По всем направлениям. Явления, понятия, вещи появляются и исчезают с такой скоростью, что не успеваешь к ним привыкнуть. Меняются, казалось бы, вечные устои. Все становится портативным, одноразовым, облегченным. Появляются новые слова. Пропадают старые. Оно и понятно, разговорный язык приходит и уходит вместе с поколением. Спроси сегодня молодую девушку: что такое дедерон? Первый раз слышит. А ведь это, можно сказать, предмет первой необходимости для девушки из семидесятых! Почти как пейджер для школьника из 90-х! А кто сейчас о них помнит? Почти никто. Печально, конечно, ведь со словами уходят не только вещи и предметы, но и чувства, ощущения, воспоминания.
Сегодня постепенно теряет свой праздничный и светлый флер такое явление, как кино. Я говорю о том кино, которое сейчас называют «старым», «добрым», «ретро», а на заре становления называли «синема», «фильмá». Я говорю о кино 1930-1990-х годов, о кинозалах с огромной простыней экрана, о «пыльном» запахе кресел, о постепенном угасании света в зале, и, наконец, о всей той суете, которая сопровождала каждый поход в кино.
Да, в кино ходили гораздо чаще, чем в театр или на концерт. Но все равно, приготовления отнимали немало времени. Ходили семьями, со школьными друзьями, с дворовой компанией. И так было не только в нашей стране. Во всем мире, по обе стороны всех океанов, особенно после Второй Мировой войны, широкий экран кинозала объединял в одно целое разрозненные и растерянные народы мира. С новыми фильмами пришли новые герои, новая жизнь. На других берегах, в других семьях эти фильмы также горячо обсуждались, как и у нас, в наших семьях. Разбирался не только сюжет или игра актеров, но и костюмы, прически, интерьер. Это было приобщение к искусству, ознакомление с новинками модного каталога, типажами красоты.
Именно герои кино, знаменитые актеры стали подтверждением того, что мир един и все мы едины в своих стремлениях. Самый массовый вид искусства показал, что герои разных миров одинаковы не только в своих порывах, но и в отношениях с внешним видом. Характерные типажи того или иного времени, которых потом просто и вульгарно назовут «секс-символами», подтвердили, что мир един, а красота одна для всех. Далеко ходить не надо. Просто сравните голливудскую звезду 1960-х Кристофера Пламмера и Вячеслава Тихонова. Кто из них Штирлиц? Или актрису Ширли Маклейн и Елену Кореневу, Марину Влади и Ольгу Остроумову… Можно, конечно отмахнуться, все списать на простое совпадение, искать какие-то общие корни. Но нужно учесть и одну важную закономерность: все эти лица — «герои своего времени» как у нас, так и у «них».
Эти времена ставили одинаковые вопросы перед всеми нами. И выдвигали «одинаковых» героев. Список можно продолжить до бесконечности: Джулиетта Мазина и Янина Жеймо, Том Берренджер и Сергей Никоненко, Джулия Эндрюс и Надежда Румянцева и т.д. Да, конечно же, были и неповторимые, уникальные актеры. И «они» были чуть-чуть другие. У них платья были «коктейльные», лица моложавые, руки холеные. Угадывалась работа гримера, образ жизни, уровень этой жизни. Но самое поразительное — у них не было «души». Весь восторг зарубежных кинодеятелей, их благоговение перед нашей киношколой мы воспринимали как простую вежливость, дань нашему гостеприимству. И только сейчас, перед лицом опасности потери этой школы, мы понимаем, что у наших «одинаковых» героев были самые высокие запросы и самый высокий уровень исполнения. Высший уровень актерского и режиссерского мастерства. Может, поэтому наши старые фильмы не надоедают? И в отличие от заграничных фильмов, их можно смотреть и пересматривать без конца? Сегодня, когда нет «кино», но есть огромное количество «секс-символов»? А хочется кино, настоящее, хорошее, на все времена… С «одинаковыми» героями…
P.S. А все-таки, кто-нибудь из нас помнит, что такое дедерон?
Фото обложки: кадр из фильма «Новый кинотеатр „Парадизо“» | kp.ru