Сократ, Нерон и Джигарханян: что между ними общего?

Сократ, Нерон и Джигарханян: что между ними общего?

Завершаем серию материалов о творчестве народного артиста СССР Армена Джигарханяна. Мы изучили самые яркие роли актера, воплощенные на сцене Московского академического театра имени Владимира Маяковского. До этого мы анализировали, насколько Джигарханяну удавались роли революционеров и каким получилось его прочтение образа Стэнли Ковальски в постановке культовой пьесы «Трамвай „Желание“».

Работа над спектаклем «Беседы с Сократом» шла три года. 4 апреля 1975 года состоялась премьера. Режиссер Андрей Гончаров включил в действо элементы античного театра: хор во главе с Корифеем. Спектакль отличался выразительностью мизансцен, стильными костюмами (туниками), была создана лестница-амфитеатр. 

Джигарханян в роли Сократа

Эпицентром драмы стал Сократ. Джигарханян предстал коренастым, в поношенной веревочной тунике философом. В нем было видно его плебейское происхождение: он сын плотника. Общительный, веселый, ироничный. Ирония — одна из важнейших черт системы его взглядов. В нем скрыт обостренный интерес к каждому человеку. Так, образ Сократа был сложен из двух частей: простого, равного всем человека и недосягаемого мудреца. Встреча с Ксантиппой была одной из лучших сцен спектакля. 

«Выпита чаша с цикутой, сказаны последние слова». Сократ медленно, с трудом поднимается по лестнице-амфитеатру, останавливается на одной ступеньке, поворачивается к залу с улыбкой — «исследуем». И уходит в свое бессмертие. 

Джигарханян в спектакле «Кошка на раскаленной крыше» | culture.ru

В эти годы Армен Борисович много работал в кино. У Гончарова было опасение, что артист может девальвировать свой талант, но этого не произошло. Одна за другой выходят его блистательные роли на экране в ленте Эдмонда Кеосаяна «Новые неуловимые мстители» (штабс-капитан Овечкин), «Здравствуйте, я ваша тётя!» Виктора Титова (судья Кригс), «Когда наступает сентябрь» Эдмонда Кеосаяна (Левон Погосян). Наоборот, эти роли расширяли жанровый диапазон актера. 

В 1981 году Гончаров ставит пьесу Теннесси Уильямса «Кошка на раскаленной крыше». Не так откровенна была схватка, как в «Трамвае „Желание“», глуше напряженность. Спектакль стал тише, сдержанным по своему внешнему рисунку, более философским. Армен Джигарханян сыграл Большого Па, Татьяна Карпова — Большую Ма, Светлана Немоляева — Мэй, Эммануил Виторган — Гуппера. В 1989 году был выпущен телеспектакль. Первой исполнительницей роли Маргарет, той самой кошки, стала Татьяна Доронина, а потом на эту роль была введена Алла Балтер. Вот что пишет об этом нашумевшем спектакле портал Культура.РФ:

«Можно сказать, что Гончарову был ближе подход Голливуда к пьесе Теннесси Уильямса. Влияние, например, Антона Чехова на творчество Уильямса, о котором много написано, которое явилось для Анатолия Эфроса, когда последний ставил „Лето и дым“, важным для атмосферы его спектакля, для Андрея Гончарова не представлялось необходимым.

Не потаенные внутренние мотивы поведения героев, а открытая и явная непримиримость выплескивалась наружу в постановке Театра им. Маяковского. Здесь никто и ничего не скрывал. Бездетная Маргарет ненавидела плодовитую Мэй, родившую мужу пять детей и ожидающую шестого. Мэй платила ей тем же. Их стычки случались по ходу пьесы прилюдно, и обе не без удовольствия наносили в спектакле ядовитые удары друг другу. Большой Па не утруждал себя скрывать свое отношение к членам семьи, любя своего младшего сына Брика, впавшего в депрессию, пристрастившегося к виски, бросившего карьеру спортивного комментатора. Па явно не благоволил к своему старшему сыну Гуперу с женой Мэй». 

Актер театра им. Вл. Маяковского, создатель энциклопедии «Весь театр за 75 лет», Виктор Дубровский пишет о том, что Джигарханян умеет и любит показать в своих героях их земное, плотское начало, их способность как бы врастать в землю. У Большого Па тяжелые, натруженные руки, грубое, обветренное лицо, усталая походка, неторопливые жесты. И даже элегантный черный фрак и накрахмаленная манишка, надетые по случаю дня рождения, не могут этого скрыть и сделать из него артиста. 

Но совсем другие черты великий мастер перевоплощения показывает в спектакле о королеве Елизавете Тюдор «Да здравствует, королева, виват!» в роли Лорда Ботвела. 

Джигарханян в образе Нерона | estelia.livejournal.com

Мы уже писали о спектакле «Театр времен Нерона и Сенеки», который Джигарханян поставил в своем театре. Когда-то он сам играл Нерона. Это были трудные репетиции, которые заняли три года. Художник М. Карташев изготовил для спектакля Гончарова семнадцать вариантов макета. Андрей Александрович сочинил совершенно оригинальный спектакль. Ему была важна способность Джигарханяна к мгновенным реакциям, острым оценкам, стремительным внутренним перестройкам. Роль Нерона — это непрекращающийся каскад парадоксов, двусмысленностей, метаморфоз, которыми он словно оплетает Сенеку, чтобы предъявить ему страшный, смертельный счет за участие в предполагаемом заговоре. Нерон Джигарханяна — это Аполлон с бичом. Артист соединяет несоединяемое. У него есть и обаяние лучшего ученика Сенеки, и животная похотливость, и изощренная ловкость политика, и безжалостность убийцы. Он увлечен искусством и страстью к насилию. Гончаров определяет постановку как «палаческий театр». Надо было вызвать шок и отвращение. Откровенно натуралистические средства было непросто использовать на советской сцене: Нерон-Джигарханян сладострастно прижимается к собственному брату Британику, взбирается на спину сенатора-коня, с похотью обнимает Поппею, ползает по телу убитой матери. Джигарханян в этой роли был настолько физиологичен с его крупной гордой головой полубога, увенчанной легким золотым обручем, в пляжном костюме из красного шелка, обнажавшего волосатые ноги и выпирающее брюшко, что зрители невольно восприняли с отвращением его самого и забросали театр возмущенными письмами. Джигарханян был доволен. 

Джигарханян в образе Менделя Крика

Расскажем еще об одной роли. Актер сыграл в спектакле «Закат» по пьесе Исаака Бабеля, исполнив роль Менделя Крика. Журналист Илья Абель писал об этом спектакле: 

«В конце восьмидесятых прошлого века редкий столичный театр не отметился спектаклем на еврейскую тематику. В такой контекст закономерно вписались спектакли по пьесе Бабеля. Его „Закат“ одновременно шел в театре Маяковского и в театре Вахтангова. Гончаров поставил „Закат“ эпично и прямолинейно, поручив роль биндюжника Менделя Крика бывшему тогда в зените славы Армену Джигарханяну». 

Герой перевез на плечах почти всю Одессу, добился скромного благополучия, но на душе сумрачно: сыновья готовы прибрать к рукам все дело Менделя, истеричную дочь никто не берет замуж. Но сам Мендель ненавидит жизнь между «обжоркой и сортиром». Его жена Нехама надоела ему до смерти, он влюблен в Маруську. Сыновья избивают отца до полусмерти, видя в нем угрозу. И когда будет шуметь свадьба дочери и сыновья прикажут ему выйти к столу, зрители увидят застывшее, отрешенное лицо Крика. 

Армен Борисович писал книгу «Формула Сократа» вместе с вышеупомянутым Виктором Дубровским. В ней почитатели его искусства могут прочитать и о других выдающихся театральных работах. 

Источник:

  • «Весь театр за 75 лет. Энциклопедический словарь. Театр имени Вл. Маяковского». Автор проекта и главный редактор В.Я. Дубровский. М., 1999.
Сократ, Нерон и Джигарханян: что между ними общего?