Река Даугава и озеро Парвана в латышском и армянском эпосе: сравнительный анализ
Сказки, пословицы, поговорки и легенды о воде, живой и мертвой, есть у каждого народа.
Автор «Литературной Армении» Нелли Хачатурян в статье «Волшебство и реальность» пишет, что в армянской картине мира большое место занимает камень. Не случайно о тяжком труде, добывании хлеба в поте лица армяне говорят «выжимать хлеб из камня». Из этих бесплодных камней, под палящим солнцем и в отсутствие воды армянин добывал себе пропитание, преображая камень.
И земля вознаграждала за тяжкий труд: среди плодов и ягод мы встречаем в армянской сказке не только яблоки (очень часто), груши, малину, общие с русской сказкой, но и абрикосы, виноград (также изюм), гранат, инжир, каштаны, миндаль, хурму как плод одноименного дерева. Наряду с яблоками бессмертия в сказках упоминается и арбуз бессмертия: их стерегут не характерные для русского фольклора дэвы (злые духи-великаны). Кстати говоря, армянское слово «бессмертный» означает также «живительный, животворный, животворящий» (так, определяются, например, знаменитые минеральные воды Армении).
Мы рассмотрим, как у таких разных народов, как армяне и латыши, звучат мотивы реки и озера. Армения считается относительно богатой водными ресурсами страной. Здесь рек больше, чем в Латвии — в 10 раз! Из 9480 армянских рек 379 имеют длину 10 км, есть более 100 озер, часть которых высыхает летом. На протяжении истории Армению называли «землей рек и озер». По территории Латвии протекает более 700 больших и малых рек, все они принадлежат бассейну Балтийского моря. Крупнейшая река Латвии — Даугава, на территории Латвии имеет протяженность 357 км, всего же ее длина составляет 1020 км. Среди других крупных рек — Гауя, Лиелупе и Вента.
О реке Даугаве и озере Парвана и пойдет речь. Писатели, этнографы, фольклористы Юлий Ванаг и Янис Ниедре в предисловии к сказкам писали: «Латышский народ давно-давно поселился на берегу Балтийского моря. Свое море латыши называют Янтарным, потому что в бурю оно выбрасывает из своих недр медовые слитки янтаря. Латвия богата озерами. Ее восточную часть, Латгалию, народ так и называет — озерным краем. Есть здесь недалеко от города Краслава Солнечная гора. Невысокая, всего 214 метров над уровнем моря. Но если поднимешься на эту гору, то увидишь десятки озер, окруженных зеленой оправой рощ.
Реки текут к морю. Самая большая из них Даугава. Она впадает в Рижский залив. Истоки Даугавы мы найдем рядом с истоками Волги, на Валдайской возвышенности. Здесь, на Валдае, и дальше, до самых границ Латвии, Даугава называется Западной Двиной. Маленькой речкой она устремляется через русские равнины к западу. В Белоруссии это уже полноводная река. На ее берегах еще в давние времена выросли крупные города — Витебск, Полоцк и другие. Большой и быстрой, местами порожистой рекой течет Даугава к морю через поля и леса всей Латвии. Латышский народ любовно называет ее Даугавой-матушкой, рекой-кормилицей».
Сказка «Откуда взялась Даугава» о незапамятных временах, когда звери и птицы жили без заботы и часто ссорились. Чтобы положить конец раздорам, решили вырыть большую реку. Одна лишь Иволга, птица, накликивающая дождь, не хотела копать.
— Для чего мне вода на земле? Мне и небесной хватит!
А другие принялись за работу. Заяц впереди бежал, дорогу реке показывал — вот она в извилинах и получилась. Лиса пушистым хвостом намечала берега, крот-землекоп прокладывал русло, барсук его расширял. Медведь как самый главный силач, таскал из русла землю и сваливал в кучи. И сейчас видны на Даугаве горы и пригорки.
По своему усердию звери и птицы получили награду или отметину. Волку, который и лапами рыл, и клыками помогал, оставили навсегда и лапы, и морду черными. Гуся и Утку тоже хвалили за усердие, разрешили плавать и мыться в реке сколько захотят. Только Иволге пришлось оправдываться своим желтым нарядом, не могла она в такой одежде делать грязную работу. Но ее не простили. Теперь приходится ей страдать от жажды, ждать дождевой воды или капли росы, которые проступают на лбу лежащего камня. Поэтому и кричит Иволга, жалобно-прежалобно, просит дождя.
Похожей сказки у армян не встретилось, зато у басков есть похожий мотив: провинившийся медведь Арц был сброшен со скалы, превращен в камень и так разделил реку надвое. Зооморфные и фитоморфные образы считаются самыми древними в фольклоре разных стран.
Есть у латышей и сказка про реку Гауя, дочь великана Алаукста. Она нарушила наказ отца и побежала не к морю, а по лугам и рощам. И чем дальше она бежала от моря, навстречу солнцу, тем шире и глубже становилась, тем больше набирала силы и красоты. Наконец Гауя сделала последний поворот, одумалась и пошла к морю. Это место и называется Гауиена.
С прекрасной девушкой и ее отцом связана и армянская легенда о Парване.
Сюжет мультфильма «Легенда об озере Парвана» рассказывает об одном армянском королевстве, в котором тяжело заболел правитель. Он понимал, что дни его сочтены, поэтому старался найти своей единственной дочери хорошего мужа. По всему королевству были отправлены гонцы с вестью о том, что начинаются большие смотрины. Невеста должна была выбрать сама себе мужа, того, кто, проявив все свои таланты, понравился бы ей. Пришли самые разные претенденты, но каждому из них она давала невыполнимые задания. В ту ночь, когда один охотник добывал негасимый огонь, король скончался. Его дочь в печали вышла на улицу и начала плакать. Горе было очень велико, девушка превратилась в каменную статую, из которой потек живительный ручей. Он и заполнил озеро, которое и сегодня поражает своей красотой.
В основе этой истории — рассказ Ованнеса Оганяна, интерпретировавшего древнюю легенду.
Предлагаем вам посмотреть мультфильм «Легенда об озере Парвана».
Источник:
- Латышские народные сказки. «Школьная библиотека». М.: «Детская литература», 1989