Художник Рубен Шахвердян: от академических полотен до Сталина в розочках
Трудно поверить, что эти такие разные картины написаны одним человеком. Их автор — Рубен Шахвердян (1900-1977).
Шахвердян родился в маленьком грузинском городке в 1890 году (по другой версии, в 1900 году). Он поступил в Тифлисскую школу художеств и скульптуры. Одним из преподавателей Шахвердяна был известный художник Егишэ Тадевосян. Его влияние заметно в академических работах Рубена.
Художник не просто писал картины — по работам видно, как кропотливо он изучал историю армянской живописи, миниатюру. В 1940-е годы Шахвердян получил государственный заказ на создание эскизов для ковров с портретами руководителей государства. Тогда подобные ковры выпускались по всему Советскому Союзу. Каждая республика должна была внести свой колорит в оформление. Шахвердян обратился к орнаменту киликийской миниатюры. Да, сегодня мы смотрим на эти эскизы с легкой иронией, но это печать времени.
Интерес Шахвердяна к миниатюре на этом не исчерпывается. В удивительно тонких работах, таких, как «Гюлибери», художник создает интереснейшую импровизацию на тему киликийского орнамента, образов армянской и персидской миниатюры.
В конце 1940-х годов Рубен Шахвердян увлекся керамикой. Он обратился к традиционной армянской солонке в виде женской фигуры и создал ряд современных стилизаций. Период изучения народных промыслов отразился в работах, созданных в 1960-е годы, когда Шахвердян создает серию рисунков, стилизованных под детский рисунок. «Васпуракан», «Женщины с фруктами», «Материнство» — все эти работы только на первый взгляд кажутся простыми. Здесь прекрасно переданы безмолвные диалоги между героями, мы понимаем их отношения. Здесь особенно интересна работа «Саят-Нова», на которой за спиной у ашуга стоит его возлюбленная Анна. Асимметрия в лице Саят-Новы, нарушение пропорций на лице Анны создают необычное впечатление, и надолго удерживают внимание зрителя.