Наталья Шнайдер-Хачатрян: удивительная художница из мира Параджанова
Быть может, тому «виной» магические зеркала Параджанова — одновременно в Ереване и Москве открылись выставки художников из так называемой «Параджановской плеяды». Замечательное творчество тифлисского армянина Роберта Кондахсазова представлено сегодня в Армении, а выставка супруги «обыкновенного гения», ереванца Рудольфа Хачатряна Натальи Шнайдер-Хачатрян (1937-2017) ждет своих посетителей в государственном театральном музее им. А.А. Бахрушина (Музей А.Н. Островского) на Малой Ордынке. Она проходит при поддержке министерства культуры Российской Федерации.
Гостей и друзей своей семьи собрал в этих старинных залах сын художников — Всеволод Хачатрян, возглавляющий фонд наследия своего отца. Он, конечно, вспоминал о дружбе родителей с Сергеем Иосифовичем, но в целом в последние годы четко наметилась тенденция отдельно рассматривать судьбы этих выдающихся художников, чтобы они представали в своей уникальности. Уже после своего ухода из жизни они должны были выскользнуть из параджановского контекста.
Причина в том, что уникальное творчество каждого достойно считаться самодостаточным. Мало того, близость к режиссеру, великому мистификатору, сыграла и с ним, и с его окружением плохую шутку, так как он сам превращался в бренд, а потом и в мем, а другие художники были мало узнаваемы современниками.
Впрочем, Наталья Шнайдер уверенней стоит в другом ряду — учеников режиссера, художника, экспериментатора Николая Павловича Акимова. Его ученицей была и ее мать, Евгения Сауловна, а Наталья после окончания Ленинградского театрального института дебютировала в его спектакле «Пестрые рассказы» по творчеству Антона Чехова. В те годы она участвует в громких выставках, делает костюмы для спектаклей, становится штатным художником на киностудии имени А. Горького в Москве.
Встреча с Рудольфом переворачивает жизнь обоих Хачатряном. На выставке одними из главных экспонатов стали их фотография, сделанная в Крыму в 1973 году, и ее портрет в образе театральной героини: к нему гости вечера несли большие букеты цветов. Благодаря влиянию мужа Наталью охватывает жажда заниматься чистой живописью. Она показывает себя как незаурядный колорист, стилист и создатель собственного художественного мира.
Ее мир радостен и имеет вкус первозданной свежести, но в то же время искушает театральной игровой формой. Один из любимых приемов Натальи Шнайдер — подписывать свои работы как «Н. Хач.», процарапывая эту надпись на живописном слое. Ее тонкие линии делают поверхность рисунка не столько детализированной, хотя в ряде работ она действует как ювелир, сколько придают фигурам коломбин и героинь Лорки легкость и воздушность.
Как художник театра и кино Наталья Александровна известна по музыкальному фильму «Король-олень» 1968 года. На выставке можно увидеть чудесные кадры из этой ленты, где дамы носят фантастические шляпы. Даже когда Наталья Шнайдер ушла из театра, он стал жить постоянно в ее мастерской.
Выставка Натальи Шнайдер-Хачатрян работает до 12 августа.
Фотографии — Валерия Олюнина.