Как Александр Таманян строил в Царском Селе особняк петербургского аристократа
Армянский музей Москвы уже не раз рассказывал о плодотворном и очень важном периоде работы архитектора Александра Таманяна в России. Одним из ярких проявлений его гениального мастерства стало создание дома-особняка В.П. Кочубея в бывшем Царском Селе (ныне город Пушкин).
Петербургский аристократ Василий Петрович Кочубей был действительным статским советником и церемониймейстером при дворе Николая II. Будучи приближенным к Императорскому двору и семье последнего российского монарха, постоянно проживавшей в Александровском дворце, Василий Кочубей решил приобрести земельный участок для постройки дома в Царском Селе. В 1911 году он стал владельцем ветхого деревянного строения, возведенного архитектором Себастьяном Черфолио в 1835-м для первого владельца — коллежского асессора Александра Половцева.
Проект каменного особняка, выполненный молодым талантливым архитектором Александром Таманяном (Тамановым), был утвержден министром Двора бароном Владимиром Фредериксом 3 июня 1911 года. На месте старого дома Половцева по утвержденному проекту возвели новый каменный, частью двухэтажный и частью трехэтажный на высоком подвале дом.
Вдохновленный итальянским зодчеством, поклонник русского классицизма, влюбленный в творчество шотландского архитектора Чарлза Камерона, Александр Таманян создал проект изящного и удобного дома-особняка, возведенного в стиле неоклассицизм.
Особняк стал настоящим дворцом в миниатюре — с парадным подъездом в виде шестиколонного портика дорического ордера, великолепными фасадами в монументальных формах неоклассицизма, роскошными интерьерами с дворцовой планировкой.
Дом Кочубея представляет собой двухкорпусное здание с двухэтажной длинной частью и трехэтажной короткой, соединенными в плане в виде буквы «Г». Его подробное описание находим в монографии Юрия Яралова «Таманян» из серии «Мастера советской архитектуры».
Главный фасад здания выполнен в формах русской архитектуры начала XIX века. Глубокий горизонтальный руст (рельефная кладка или облицовка стен камнями с грубо отесанной или выпуклой лицевой поверхностью) первого этажа отделен от гладкой стены второго невысоким фризом с простой полочкой. Центр здания украшен строгим, изысканных пропорций портиком из шести каннелированных дорических колонн. Крайние колонны сдвинуты, а интерколумний между промежуточными колоннами принят значительно шире канонических соотношений.
С двух сторон портика гладь стен оживлена тройными окнами, причем средние из них большего размера и имеют полуциркулярную форму. Под окнами в тело стены углублены балясины (небольшие фигурные столбики в виде колонн).
В архитектуре заднего, паркового фасада основное внимание автором уделено полуротонде, расположенной почти посредине фасада. В первом этаже она застеклена, а во втором открыта и украшена шестью ионическими колоннами, несущими тонко нарисованный антаблемент.
Значительный интерес представляют интерьеры дома. По заданию Кочубея Александр Таманян выполнил некоторые залы и комнаты в различных стилях. «Малая гостиная — Людовик XVI, большая гостиная — стиля ренессанс, ротонда — стиля ампир, столовая — в голландском стиле», — записал Таманян в одном из своих отчетов. Юрий Яралов отмечает, что «легко представить, в какую эклектическую мешанину могло превратиться подобное здание в руках нетребовательного и неумелого мастера. Только взыскательный вкус и высокое мастерство спасли Таманяна от подобной опасности».
Строительство дома вчерне осуществили довольно быстро. К лету 1912 года Кочубей заложил его в Санкт-Петербургском кредитном обществе, получив кредит на производство отделочных работ. За досрочное выполнение контрактов основным подрядчикам назначили премии, что вызвало напряжение между смежниками. В ноябре 1913 году талантливый архитектор отошел от руководства строительством особняка, будучи категорически против надзора за своей работой со стороны инженера Владимира Лангвагена, которого Кочубей назначил поверенным. Заказчик не сильно сокрушался — его интересовал не столько архитектор, сколько его чертежи, которые к тому времени были готовы. Кроме того, Кочубей считал, что работы при Таманяне «идут черепашьим шагом».
Оформление интерьеров продолжил друг Александра Таманяна архитектор-художник Николай Лансере. «Дорогой Коля, — писал Таманян. — Если тебе эта работа улыбается — принимай; я никаких претензий не имею ни к тебе, ни к другим архитекторам, кто бы ни взялся за эту работу». В 1913 году Лансере приступает к работе над интерьерами особняка вместе с архитекторами В.И. Романовым и В.И. Яковлевым и завершает их оформление в 1914-м , не отступив от первоначального замысла Таманяна.
Осенью 1913 года семейство Кочубеев переехало в новый дом, где в январе 1914-го состоялся бал-новоселье, гости которого были поражены убранством особняка. Среди желанных гостей оказался и Александр Таманян. Привередливый, но и благодарный Василий Кочубей упросил супругу на первый тур вальса пригласить молодого архитектора. В тот вечер Таманян был в центре внимания светского общества.
Жизнь особняка ничем не отличалась от жизни многих других дворянских особняков, расположенных на территории Царского Села: приемы большие и малые, балы и маскарады, музыкальные собрания, в которых принимала участие музыкальная и литературная элита не только Царского Села, но и Санкт-Петербурга. Как вспоминали современники Василия Кочубея, «особняк был наполнен музыкой, смехом детей, звонкими голосами гостей и необыкновенным радушием самих хозяев».
Разразившаяся Первая мировая война нарушила мирный и радостный уклад жизни обитателей дома Кочубея. Василий Петрович полностью погрузился в служебные дела. Его жена Варвара Васильевна в качестве сестры милосердия все свое время отдавала Царскосельскому дворцовому госпиталю для раненых воинов. Старший сын Василий воевал, дочери Варвара и Мария работали в лазарете в одном из сел Черниговской губернии, вместе с ними жил и младший брат Григорий.
В конце 1916 года супруга Василия Петровича уехала из Царского Села, забрав с собой детей. В том же году Кочубей эвакуирует часть своей уникальной коллекции в Ярославль. Василий Петрович покинул свой царскосельский дом в конце 1918 года. Он закрыл свой особняк, оставил все ключи от его комнат и кладовых. Существует предание, что после отъезда хозяина в вестибюле обнаружили сложенный вдвое лист бумаги, на котором было написано: «От России получил — России возвращаю». После его отъезда особняк был национализирован.
Использованная литература:
1. Яралов Ю.С. Таманян. — Москва : Государственное издательство архитектуры и градостроительства, 1950. — (Мастера советской архитектуры).
2. Кочубей Василий Петрович (1868–1940) ǁ tsarselo.ru.
3. Радищева 4. Особняк Кочубея ǁ tsarselo.ru.