Опера «Алмаст» Спендиарова на сцене Большого театра

Опера «Алмаст» Спендиарова на сцене Большого театра

«Милый Александр Афанасьевич, если вы свободны сегодня после обеда, зайдите ко мне и захватите с собой цветные карандаши. Давайте поставим ударение во втором акте "Алмаст" у меня», — писала соавтор текста либретто знаменитой оперы София Парнок Александру Спендиарову.

«Алмаст» в постановке Армянского театра оперы и балета | opera.am

Мы уже писали, как создавалось единое пространство армяно-русской музыки, и, конечно, о любимом детище Александра Афанасьевича — опере «Алмаст».

Спустя почти 100 лет после основания одного из самых знаменитых театров мира — Большого театра, на сцене его филиала 23 июня 1930 года меломанам была представлена опера «Алмаст». Либретто написала известная русская поэтесса по поэме Ованеса Туманяна «Взятие крепости Тмук». Окончательную редакцию партитуры и дополнения сделал М. Штейнберг.

Несмотря на то, что опера осталась не законченной, именно она является одной из «визитных карточек» Армянского театра оперы и балета им. А.А. Спендиарова. 

Итак, властелин Персии, коварный Надир-шах, долго и напрасно осаждающий крепость Тмук, защищаемую воинами князя Татула, решил захватить ее обманом. Он посылает Шейх-ашуга к жене Татула Алмаст, обещая ей царский трон, если она откроет ворота крепости. Властолюбивая женщина предает свой народ. Она спаивает воинов. В неравном бою погибает Татул. Лишь немногим из его войска, в том числе и молодому воину Рубену, удается спастись.

Однако предательницу ожидает не царский трон, а судьба рабыни и наложницы. Алмаст пытается убить шаха, но неудачно. Отряд Рубена врывается в крепость, по его приказу Алмаст казнят. 

В спектакле блистал «звездный» состав Большого театра. Роль князя Татула исполнял Владимир Любченко. Удивительно, что артист родился в крестьянской семье, но на сцене представал со всей доблестью и героизмом. Владимир Федорович обладал голосом широкого диапазона и красивого тембра, драматическим дарованием. Репертуар певца включал 63 партии. В годы Великой Отечественной войны выступал на фронтах. В роли Алмаст была Мария Петровна Максакова, бабушка и тезка бывшей солистки Мариинского театра. Мария Петровна родом из Астрахани, пела в церковном хоре, затем училась вокалу в Астраханском музыкальном училище. В Большом театре она дебютировала в 1923 году в опере Джузеппе Верди «Аида», где она спела партию Амнерис. Сергей Яковлевич Лемешев высоко оценил искусство молодой Марии, отмечая «драматическую выразительность фразы, наполненную внутренним борением страсти и ревности». Судьба артистки, как и ее героини Алмаст, была тоже подчас трагической: ее положение певицы несколько пошатнулось в годы сталинских репрессий. Как вспоминала о том времени ее дочь, тоже знаменитая артистка Людмила Максакова: «Мужа моей мамы забрали ночью и увели. Больше она его никогда не видела». Речь идет о Якове Христофоровиче Давтяне (Давыдове), который прошел свой жизненный путь, будучи армянским революционером, деятелем советских спецслужб, дипломатом. 

Партию Рубена, помощника Татула (в премьерном спектакле он заявлялся как «сотрудник Татула») спел В. Иванов, Шейха-ашуга — А. Алексеев, наперсницу Алмаст Гаяне — А. Мысак, Надир-шаха, персидского владыки — А. Пирогов, Гадалки — М. Шервинская, Али-Мурада, военачальника шаха — А. Перегудов. 

Эскиз декорации к опере «Алмаст», созданный Мартиросом Сарьяном (1930) | artpoisk.info

Роль Шута во дворце Татула спел Я. Дубравин, Придворного — А. Савицкий, Первого гонца — И. Коваленко, Второго гонца — Ю. Юровский, Первого воина —Е. Соковнин, Второго воина — В. Малинин. Роли девушек исполнили М. Левина, Е. Подольская, Е. Юрина, Юноша-воин — С. Красавин. 

Отметим, пожалуй, колоритную роль Надир-шаха, спетую великим русским басом, представителем певческой династии Пироговых Александром Пироговым. Александр Степанович выступал также как камерный певец, в его репертуаре были романсы русских композиторов, народные песни. Обладал голосом редкой красоты и выразительности, широкого диапазона и неповторимого тембра. В 1943 году передал присужденную ему Сталинскую премию суммой 100 000 рублей, в Фонд обороны. В Москве, на доме, где жил певец, установлена мемориальная доска (Брюсов переулок, дом 7). В Новосёлках существует мемориальный музей братьев Пироговых. В Рязани находится училище имени Григория и Александра Пироговых, в честь Александра Степановича Пирогова названа улица в микрорайоне Приокский.

На острове Медвежья Голова, где умер певец, стоит памятник, на котором высечены слова: «Здесь, на Медвежьей Голове, 26 июня 1964 года умер прославленный русский певец народный артист СССР Александр Степанович Пирогов». 

Спевшему роль Первого воина Евгению Соковнину на момент постановки «Алмаст» было 26 лет. Евгений Николаевич стал режиссером оперы, музыкальным педагогом, а также отцом писателя Михаила Соковнина. 

Опера исполнялась 29 раз. Последний спектакль прошел 17 октября 1932 года.

Источник:

  • Зарубин В.И. Большой театр. Первые постановки опер на русской сцене. 1825-1993. М., 1994
Опера «Алмаст» Спендиарова на сцене Большого театра