Лорис-Меликов и Хаджи-Мурат — враги-кунаки
Хаджи-Мурат правильно оценивал военную доблесть стоявшего перед ним армянина и признал в нем человека, равного самому себе. «Свой среди чужих, чужой среди своих» — да не совсем так. Впрочем, обо всем по порядку.
Написать о Лорисе и Хаджи-Мурате посоветовал Гариб Бабаян, кандидат философских наук, доцент, профессор университета имени Месропа Маштоца (Степанакерт). К этой теме мы уже обращались в публикации «Михаил Лорис-Меликов. Монологи от первого лица», где упоминалось о том, что в повесть Льва Толстого образ Хаджи-Мурата пришел благодаря воспоминаниям Михаила Тариэловича.
Впервые «Хаджи-Мурат» был опубликован уже после смерти Льва Николаевича с большими цензурными пропусками в 1912 году в «Посмертных художественных произведениях Л.Н. Толстого». Была сильно сокращена глава о Николае I, почти целиком выпущена глава о разоренном ауле, где жил Садо, под чьей защитой гостил главный герой. Полностью повесть была опубликована в том же году в Берлине. Из «зерна» в записной книжке выросла сжатая первоначальная редакция повести «Репей» — начал писатель работать в 1896 году. Он неоднократно дорабатывал повествование. «Когда я пишу историческое, я люблю быть до мельчайших подробностей верным действительности», — писал Толстой. Для одного первого наброска он ознакомился с сочинениями, в которых насчитывается около 5000 страниц. В обширном списке одним из главных стала публикация Лориса в XXX томе «Русской старины» в 1881 году, где были напечатаны еще и письма Михаила Семеновича Воронцова о Хаджи-Мурате.
Среди большинства персонажей повести — действительно существовавшие лица, прежде всего сам Хаджи-Мурат Хунзахский, Николай I, Шамиль, генералы русской армии и их окружение.
В этой публикации мы выделяем упоминание армян Львом Толстым. Описывая прием у князя, генерала-адъютанта (фельдмаршала он получит чуть позже), М.С. Воронцова (именно его адъютантом и служит Лорис) в Тифлисе, автор пишет: «Обойдя всех гостей, князь сел за карты. Он играл только в старинную игру — ломбер. Партнерами князя были: грузинский князь, потом армянский генерал, выучившийся у камердинера князя играть в ломбер, и четвертый, — знаменитый по своей власти, — доктор Андреевский».
Также Толстой упоминает о переводчике, подполковнике князе Тарханове, который подходит к Хаджи-Мурату и заговаривает с ним. Хаджи неохотно, отрывисто отвечает. С начальником Шушинского уезда, находящимся здесь по делам службы, Хаджи-Мурату предстоит прожить в одном доме в течение 10 дней. Кстати, Гариб Бабаян пишет о том, что с внуком (или правнуком, что вернее) этого знаменитого арцахского армянина он встречался в родовой деревне князя Шош. И этот красивый голубоглазый старик угощал его отличной тутовой водкой собственного производства.
Одним из главных героев становится Лорис-Меликов. Здесь ему 28 лет, он адъютант наместника Кавказа Воронцова, который очень ценит его. В главах XI и XIII Толстой воспроизводит рассказ Лориса о жизни Хаджи, подчас слово в слово.
Толстой пишет о Лорисе как о красивом адъютанте, который здоровается, просит Хаджи-Мурата сесть, пока делает доклад князю. Но Хаджи-Мурат отказывается сесть и, заложив руку за кинжал и отставив ногу, продолжает стоять, презрительно оглядывая присутствующих. Аварский вождь и военачальник, уже в прошлом наиб имама Шамиля и его «правая рука», уроженец Хунзаха, молочный брат аварских ханов выходит к русским вынужденно. Ему нужно подкрепление, чтобы мстить Шамилю. Очевидно, что армяне в качестве посредников здесь выступают не случайно. Во-первых, Лорис говорит с Хаджи без переводчика, на татарском языке. Во-вторых, Хаджи-Мурат правильно оценивает военную доблесть стоявшего перед ним армянина и признает в нем человека, равного себе. Действительно, военному опыту Лориса на Кавказе, куда он так стремился из Петербурга, уже 5 лет. В 1847 году он получил чин поручика и стал состоять по особым поручениям при Воронцове. Как пишут исторические справочники, в том же году Лорис принимал участие в действиях русских войск под начальством генерала Фрейтага в Малой Чечне, при прокладке широких просек в дремучих лесах и при отражениях нападений горцев, всячески препятствовавших этой работе. Беспрерывные стычки с горцами дали Лорису случай проявить свою храбрость и свои боевые способности и доставили ему вместе с тем орден св. Анны 4-й степени и золотую саблю с надписью «За храбрость». В 1848 году он состоял в отряде другого кавказского героя, князя Аргутинского-Долгорукова, действовавшего в Дагестане. Лорис проявил храбрость при взятии аула Гергебиля и был произведён за отличие в штабс-ротмистры. С целью нанести сильное поражение Шамилю в Дагестане, в 1849 году был составлен особый отряд, при котором находился и Лорис. Отряд этот двинулся к большому аулу Чох и скоро окружил его: стоявший за Чохом Шамиль со своими силами не решался вступать в сражение. После нескольких штурмов и сильной бомбардировки аул Чох был взят, и отряд вернулся на зимние квартиры, но в начале 1850 года снова двинулся в ту же местность. Лорис был при этом награждён орденом св. Анны 3-й степени с бантом.
Толстой не говорит, знает ли Хаджи-Мурат о военных подвигах Лориса. Скорее всего, да, но писатель не уводит внимание читателя на эти детали, а концентрирует его на диалоге Лориса и Хаджи. Толстой при описании даже снимает имя и отчество Лориса, показывая, что перед нами — равноценные исторические фигуры. Поскольку на татарском языке нет обращения на «вы», Лорис обращается к нему на «ты», уважительно, как к брату.
«Хаджи-Мурат опустил голову и долго просидел так; потом взял палочку, лежавшую у тахты, достал из-под кинжала с слоновой ручкой, оправленной золотом, острый, как бритва, булатный ножик и начал им резать палочку и в одно и то же время рассказывать».
Хаджи-Мурат пишет о конфликтах ханов и русских, о переменчивых настроениях то сотрудничать с ними, то принять. Лорис пытается понять причину перемен мыслей своего собеседника и хочет понять, почему ему не нравятся русские. Хаджи молчит, но Лорис знает, что во время офицерских кутежей и зародилась у него неприязнь к русским.
В ряде психологических портретов, в том числе и Хаджи-Мурата, Толстой говорит об их чистосердечии, детскости. Главный герой принимает подарок Воронцова — брегет, и слушая звон часов, удерживает на лице детскую улыбку. Писатель создает образ героя на контрапункте: детскость стремительно сменяется высшим героизмом, храбрость — недоверием и к своим соплеменникам, и к слугам царя. По сути, Хаджи-Мурат остается один, даже его сын Юсуф, попав в заложники к Шамилю вместе с остальной семьей, не разделяет ненависти отца к Шамилю. Толстой как бы чертит круги Эйлера, наполняя их очень большим историческим и художественным содержанием, возвышая перед всеми остальными «временщиками», среди которых и царь, и его министр Чернышев, и мюриды из чеченцев и аварцев, именно тех героев, которые живут по закону гуманности, уважения даже к «врагу». На самом деле, Хаджи-Мурат не является врагом Лориса, если бы они оказались по одну сторону войны, они могли бы стать очень близкими друзьями.
Видя подозрительное отношение русских к себе, Хаджи-Мурат сделал попытку уйти в горы и погиб в стычке с превосходящими силами казаков и горской милиции в районе с. Онджалы (в настоящее время Гахский район, Азербайджан). Хаджи-Мурат вместе с четырьмя своими сподвижниками (трое аварцев и один чеченец) сражались с 300 противниками, окопавшись в небольшой яме. После того как на его глазах погибли двое его соратников, а сам получил двенадцать пулевых ранений, он кинулся с кинжалом в руках на идущих на него казаков. Казаки открыли по нему шквальный огонь. Бой был неравный, но жестокий. Знаменитый храбрец Кавказа погиб, обняв дерево, а вокруг него остались лежать семнадцать убитых врагов.
Действие происходит в 1852 году, с тех прошло около 170 лет. Но эта история еще не закончилась, ведь конец ее может наступить лишь после того, как голова Хаджи-Мурата, которую отрезает неизвестный уже после его смерти, попадает на свои «круги ада». 30 апреля из Закатал голова Хаджи-Мурата была доставлена в руки доктору Андреевскому, который хотел ее препарировать. Несмотря на то, что уже прошло восемь суток со дня смерти, голова, которая была положена в спирт, сохранилась очень хорошо. Голову переслали в Петербург. Череп был обнаружен в 1959 году профессором Военно-медицинской академии. В том же году череп передали в Кунсткамеру, где он находился в качестве экспоната. С 2001 года череп с экспозиции убрали в запасники до специального распоряжения. Споры о принадлежности останков ведутся до сих пор: подтверждением считаются надписи на русском и арабском языках на самом черепе.
На многих российских, особенно кавказских, сайтах очень часто поднимается тема захоронения головы Хаджи-Мурата. А апофеозом этой истории могли бы стать слова простой русской женщины, героини Толстого Марьи Дмитриевны: «Война! Какая война? Живорезы, вот и всё. Мертвое тело земле предать надо, а они зубоскалят. Живорезы, право, — повторила она и ушла в дом через задний вход».
В 2000-х годах распространилась легенда о пребывании головы в Государственном музее истории религии Санкт-Петербурга, что не соответствует действительности.
P.S. Участники этой истории так обрели свой вечный покой. Могила Хаджи-Мурата стала зияратом — почитаемым местом. М.Т. Лорис-Меликов скончался 12 декабря 1888 года в Ницце. Тело его было привезено в Тифлис, где и погребено в армянском Ванкском соборе (на нынешней улице Атонели). После разрушения собора, в 1957 году прах и надгробие были перенесены во двор армянской церкви Святого Георгия. В конце марта 1870 года, после совершения хаджа, имам Шамиль посетил Медину, где и скончался 4 (16) февраля 1871 года. Похоронен в Медине на кладбище аль-Баки. Генерал-фельдмаршал М.С. Воронцов скончался 6 ноября 1856 года в Одессе. На долгие годы сохранились среди солдат в русских войсках на Кавказе рассказы о простоте и доступности верховного наместника. После смерти князя там возникла поговорка: «До Бога высоко, до царя далеко, а Воронцов умер». Похоронен в Одессе в нижнем храме Спасо-Преображенского собора.
ИСТОЧНИКИ:
- Толстой Л.Н. Повесть «Хаджи-Мурат» Полное собрание сочинение в 12 томах. Том 12. Под общей редакцией С.А. Макашина, Л.Д. Опульской. Примечания и словарь горских слов М. Бойко. М.: «Правда», 1987
- Источник в музейном сообществе рассказал о судьбе черепа Хаджи-Мурата | interfax.ru