Армянский след подмосковного Ступино

Армянский след подмосковного Ступино

Гурген Визирян ǁ hayazg.info

В 1931 году берет свое начало история подмосковного города Ступино, неразрывно связанная с именем Гургена Вартановича Визиряна.

Биографии Гургена Визиряна посвящена изданная в 2008 году брошюра Ваграма Тербаляна «Ступино от начала 1932–1939… Следы армян в Российской действительности и их значение для нынешнего поколения». Автор, предваряя повествование погружением в богатую историю жизни армян в России, рассказывает о том огромном вкладе, который внес в возведение города его первостроитель.

Гурген Визирян родился в 1900 году в селе Вачакан Кафанского района Армянской ССР. В 1917 году он поступил в Бакинское политехническое училище. Отслужив в армии, в 1922 году становится студентом МВТУ им. Баумана. После окончания учебы направлен на строительство Всесоюзного электротехнического института в Москве, затем Электрогородка, Дома электропромышленности, где он последовательно занимал должности мастера, прораба и начальника строительства. В 1932 году Визирян прибыл в Ступино. С января 1940 года возглавлял Гипроавиапром. В 1942–1947 годах он занимал должности заместителя наркома, заместителя министра авиационной промышленности. Затем работал начальником управления по строительству в Центральном и Южном районах Главнефтегазстроя при Совете Министров СССР, начальником Главзападнефтестроя. Не стало Гургена Вартановича в 1981 году.

«Наверное, не ошибусь, если скажу, что первым армянином, приехавшим в г. Ступино в тридцатые годы был Гурген Вартанович Визирян. Что там говорить, тогда, в далеком 1932 году, г. Ступино и не было вовсе; были леса, поля, болота не месте теперешнего города», — пишет Ваграм Тербалян.

История города Ступино начинается с июньского пленума ЦК ВКП(б) в 1931 году. Исходя из принятого на нем решения, Высший совет народного хозяйства (ВСНХ) в июле издал приказ, обязывавший Всесоюзное электротехническое общество (ВЭО) приступить к проектированию электровозостроительного завода.

Памятник Гургену Визиряну, строителю и первому директору градообразующего Металлургического комбината в городе Ступино Московской области. Скульптор Левон Балтаян ǁ fotokto.ru

Место строительства было утверждено северо-западнее г. Кашира, на левом берегу Оки, в пяти км от станции Ступино. Начальником управления назначили старого большевика П.А. Залуцкого. «Стройка объявляется ударной. Начало строительства 1932 г. ассигновано 32 млн руб. Стройка должна быть закончена в 1933 г.».

Существующие тогда реальные трудности и принятые при этом необоснованные решения привели к провалу утвержденной программы.

В декабре 1932 года назначается новый начальник строительства «Электровозстроя» Г.В. Визирян, зарекомендовавший себя постройкой электрогородка ВЭО в Москве.

…Когда наступил срок пуска завода, строительную площадку передали Глававиапрому для создания на его базе металлургического комбината. Тем же приказом Визирян и был назначен начальником нового строительства, а впоследствии — директором комбината, где в полной мере проявился талант высококвалифицированного инженера и прекрасного организатора. Он сумел сплотить и мобилизовать многотысячный коллектив строителей, монтажников и металлургов, в короткие сроки воздвигнувших комбинат.

В постановлении СНК СССР от 26 октября 1940 года об утверждении акта приемки предприятия была отмечена отличная работа по проектированию, строительству, монтажу и освоению производственного проката на комбинате. Далее подчеркивалось, что ввод прокатного завода в строй действующих предприятий вывел страну в число передовых стран мира по производству листов из алюминиевых сплавов.

По проекту и при непосредственном участии Гургена Вартановича строился и город Ступино, в котором, как предполагалось, должно было быть 40 тысяч жителей. Наряду с промышленным строительством велось жилищное и культурно-бытовое строительство, а также благоустройство города и сооружение инженерных коммуникаций.

Гурген Вартанович пользовался глубоким уважением многотысячных коллективов работников промышленности, строителей и проектировщиков, ученых.

Вот что о Визиряне в середине 1960-х годов говорил Министр химического и нефтяного машиностроения СССР Константин Иванович Брехов: «Визирян имеет большие заслуги в деле развития авиационной и нефтяной промышленности страны… является одним из высококвалифицированных и авторитетных работников Госкомитета химического и нефтяного машиностроения».

О Гургене Вартановиче с большим уважением вспоминал ученый и авиаконструктор Андрей Николаевич Туполев: «Тов. Визирян Г.В. лично известен мне на протяжении многих лет… Еще в 1935 году я, по рекомендации тов. Серго Орджоникидзе, ознакомился со строительством бывшего электровозного завода, возглавляемого Визиряном Г.В., как одной из передовых строек…

Одним из особо положительных качеств тов. Визиряна я могу отметить его настойчивую борьбу за высокие темпы и культуру строительства на всех этапах его производственной деятельности».

В 1976 году Ступинский городской Совет депутатов трудящихся Московской области принял решение о присвоении Гургену Визиряну звания «Почетный гражданин г. Ступино».

Литература:

Тербалян В.С. «Ступино от начала 1932–1939… Следы армян в Российской действительности и их значение для нынешнего поколения». — Тула : Издательство «Гриф и К», 2008.

Заглавная фотография ǁ arbat-tur.ru.

Армянский след подмосковного Ступино