«Сказка былых времен»: особняк купца Гавриила Тарасова на Спиридоновке
Связь культур, времен и географических пространств. Если вы решите пройтись по Спиридоновке, одной из исторических улиц Москвы, вполне возможно, что в мыслях у вас возникнет подобная ассоциация.
Спиридоновка, дом 30/1. По этому адресу находится городская усадьба купца Гавриила Аслановича Тарасова. Построенная в духе итальянского Ренессанса, она словно переносит случайного прохожего в город Виченца, расположенный в области Венеция.
Прообразом дома Тарасова послужило палаццо Тьене. Этот дворец-особняк в Виченце был построен в 1550–1551 годах итальянским архитектором эпохи позднего Возрождения Андреа Палладио. Как же ветер Италии «пронесся» по московской улице? Обратимся к истории.
Итак, Москва 1907 года. Екатеринодарский купец первой гильдии Гавриил Тарасов покупает участок на углу Спиридоновки (тогда Спиридоновская улица) и Большого Патриаршего переулка. По его заказу в 1908–1912 годах архитектор, известный мастер неоренессанса и неоклассицизма Иван Жолтовский возводит здесь роскошную усадьбу. Росписи интерьеров в стилях Пинтуриккьо, Тинторетто, Тициана и Джулио Романо выполнили художники Игнатий Нивинский и Викентий Трофимов, а фриз и плафон большого зала расписывал Евгений Лансере (кстати, хороший друг Александра Таманяна еще по учебе в Высшем художественном училище при Академии художеств).
Иван Жолтовский, свободный в выборе стиля и формы, строил усадьбу Тарасова, придерживаясь, как уже было сказано, стилистики итальянского Ренессанса. У палладианского палаццо Тьене им заимствованы формы уличных фасадов.
Поначалу можно подумать, что возведенный Жолтовским особняк стал копией дворца, построенного итальянским мастером XVI века. Однако это вовсе не так. Московский особняк предстал своего рода вариацией Жолтовского на тему конкретного ренессансного дворца и его размышлением об архитектурном наследии Палладио в целом.
К сожалению, Гавриил Асланович Тарасов не дожил до окончания строительства. В 1911 году его не стало. Память о нем по сей день хранит латинская надпись на парадном фасаде «GABRIELUS TARASSOF FECIT ANNO DOMINI…», что означает «Габриэль Тарасов сделал лета Господня…». Цифры с датой строительства, увы, утрачены.
В ежегоднике «Московский архитектурный мир» за 1912 год особняк Тарасова назван «сказкой былых времен». Дом на Спиридоновке вошел в число богатейших и интереснейших с точки зрения архитектуры сооружений Москвы того времени. Городской управой он был оценен в огромную сумму, что, конечно же, объяснялось богатыми росписями интерьеров и упоминанием художественных особенностей особняка в архитектурных журналах.
Кем же был заказчик «сказочного» дворца? Купец Гавриил Асланович Тарасов — совладелец одного из крупнейших торговых предприятий «Товарищество мануфактур братьев Тарасовых». История Товарищества восходит к середине XIX века. Семейное дело по торговле сукном заложил еще в Армавире выходец из черкесских армян Аслан Торосян, начав с небольшой торговой лавки. Помогали ему сыновья Иван, Александр, Лазарь, Гавриил и Михаил. Вскоре Тарасовы уже имели торговые точки в Екатеринодаре (ныне Краснодар), занимаясь еще и разведением лошадей. Породистые лошади Тарасовых снискали славу и за пределами империи.
Аслан Тарасов, известный своей честностью, был избран армавирским почетным судьей. Когда дела пошли в гору, его сыновья в 1886 году основали в Армавире ватную фабрику, разбросав сеть магазинов и крупных складов по Армавиру, Екатеринодару, Ставрополю, Симферополю и Астрахани.
«Товарищество мануфактур братьев Тарасовых» было учреждено в 1899 году в Армавире на основе «Торгового дома братьев Тарасовых», имевшего четыре крупных предприятия, которые торговали по купеческим свидетельствам 1-го класса. В 1902-м, получив на выставке, устроенной Кубанским экономическим обществом, золотую медаль, трое из братьев Тарасовых — Александр, Гавриил и Михаил — перебрались в Москву.
В Москве правление «Товарищества мануфактур братьев Тарасовых» расположилось на Старой площади в здании «Боярского двора».
Чем бы ни славился каждый из членов семьи Тарасовых, а наибольшую известность приобрело имя Николая Тарасова, приходившегося Гавриилу Аслановичу племянником. Николай, увлекавшийся живописью и поэзией, был одним из основателей первого московского кабаре «Летучая мышь», а также оказывал значительную финансовую помощь Художественному театру (сейчас МХТ им. Чехова).
Театровед Николай Эфрос в книге «Театр „Летучая мышь“ Н.Ф. Балиева» (1918) писал о Тарасове «Казалось, судьба была на редкость милостива и щедра к нему, дала ему очень многое. И громадные средства, и большую даровитость, и тонкий вкус, и счастливую внешность. Как будто были для него открыты самые широкие житейские возможности. Как будто был он баловнем жизни. И многим, знавшим его только поверхностно, он казался именно таким, этот изящный юноша с бархатными глазами на красивом матовом лице. Но феи, стоявшие у его колыбели, позабыли туда положить один подарок — способность радоваться жизни… Тарасов носил в себе жажду этой радости — и никогда не мог ее утолить. Он понимал эту радость и не мог ее испытать… Первый среди гостей, всегда на том же месте, с цветком в петлице похожий на героя из уайльдовского романа. Его тонкими вкусами, его чувством художественного такта умерялись ошибочные увлечения других, удерживались на пути благородства и тонкой изысканности».
Насыщенная и яркая жизнь Николая Тарасова оборвалась слишком рано из-за несчастной любви. Подобно истории персонажа романа Гёте «Страдания юного Вертера».
…После революции и до 1937 года особняк Гавриила Тарасова занимал Верховный суд России. В послевоенные годы в доме располагалось посольство Польши, а с 1979-го — Институт Африки.
Использованные материалы:
1. Дмитрий Опарин. Особняк купцов Тарасовых ǁ bg.ru.
2. Марина и Гамлет Мирзояны. Москва армянская ǁ noev-kovcheg.ru.
На заглавной фотографии: внутренний дворик дома Тарасова ǁ inafran.ru