Художник Гор Чахал (Оганисян) в фильме «Посвященный»
Удивительно, что еще недавно в среде киноманов эта лента считалась утраченной. Сегодня интерес к работе Олега Тепцова снова очень велик. После того как ленинградский режиссер снял первое мистическое кино позднего советского периода «Господин оформитель» (1988), он обращается к похожей теме, но снимает ее в совершенно иной поэтике. Ученик Эмиля Лотяну в «Господине оформителе» действует как колорист высшей пробы, фильм «Посвященный», снова по сценарию Юрия Арабова с музыкой Сергея Курёхина, он делает ахроматическим, добавляя туда «спецэффекты» (туман, крутящиеся фонарные огни, будто в центрифуге неба).
Судьба обеих лент сложилась по-разному: оглушительный успех «Господина оформителя», кассовый успех и видеокассеты. Напротив, сложный, метафизический, многослойный фильм «Посвященный», вызвав большой успех у критиков и подготовленных к восприятию «мистической фантасмагории» зрителей, как будто ушел в свое небытие.
Юрий Арабов находил сходство в лепке лиц актеров, сыгравших главных героев. У Виктора Авилова и Гора Ованесяна, впервые появившихся в кино именно в картинах Тепцова, крупные черты лица, что примечательно — близкая харизма инфернальных, нездешних людей.
Гор Ованесян известен в среде художников-авангардистов как Гор Чахал. Его собственное творчество носит христоцентричный характер. Он автор гипотезы о трансфизическом воздействии произведений современного искусства на ноосферу. Его идеи и их воплощение всегда имели большой общественный резонанс. Об этой сфере его жизни мы поговорим позже.
Итак, в 1989 году в свою ленту его приглашает Олег Тепцов. Надо сказать, что Гор хоть и не был профессиональным актером, имел яркое сценическое дарование. Выпускник Московского инженерно-физического института по специальности «Прикладная математика» (с отличием) всегда глубоко и систематически интересовался разными видами искусств. В детстве он учился рисунку в студии Татьяны Кипарисовой. В 1985 году вместе с поэтом Аркадием Семеновым и рок-группой «Вежливый отказ» он организовал группу «Параллельные действия». Когда Тепцов привел его на съемочную площадку, Гор внутренне был уже готов к камере оператора Валерия Мюльгаута — ученика легендарного Вадима Юсова и выдающегося мастера, который позже раскрыл свой операторский талант в «Мастере и Маргарите» (режиссер В. Бортко).
На сайте kino-teatr.ru один зритель оставил комментарий о работе Валерия Валентиновича: «Добрый день, посмотрел вчера фильм "Посвященный". Операторская работа от начала до конца завораживала, не давала глаз отвести от экрана. Этот фильм лучшее, что я видел за последнее время. Очень выразительно и драматично переданы как динамические, так и статические сюжеты».
Этот фильм о том, как герой Гора Оганесяна Володя становится обладателем непостижимого дара — способности судить людей и карать их силой собственного духа. Действие фильма происходит на окраине Петербурга, где герой живет вместе с матерью, сыгранной Любовью Полищук.
Снимается промзона Ленинградского керамического завода. Эти обстоятельства и весь нарратив, включая и театральные монологи героев, несколько соотносят «Посвященного» со «Сталкером» Андрея Тарковского. Впрочем, это чувство появляется только в начале, потому что действие все время рассыпается на небольшие самодостаточные и как будто камерные истории. Мотив-связка — чтение героем книги дореволюционного издания о колдовских обрядах африканцев, особенно он интересуется разделом «Как убить живаго человека».
Как писал о «Посвященном» критик В. Михалкович в «Советском экране» в 1990 году: «Себя юноша объявляет ангелом истребления — тем, "кто силой, данной свыше, истребляет зло…" Магия, которую Владимир избирает в качестве оружия, основана на вере в универсальную энергию, пронизывающую космос. В одной из сцен по зову Владимира, до предела мобилизовавшего свою жизненную силу, подымаются мертвецы из могил. Мобилизация его надломила — в следующей сцене больной Владимир лежит в постели. Ему сообщают, что внезапно скончались директор и главный режиссер театра, в котором служит Фролов; антагонист героя занимает их должности, как бы сосредоточив в своих руках всю полноту театральной власти. «Ньяма» сталинизма и застоя оказалась куда более активной, чем попытка юного бунтаря противодействовать ей. Оттого закономерна его гибель в финале».
Эта смерть не только закономерна, хоть от силы можно спастись, если передать ее земле. Она призвана уничтожить «цепочки зла». Вместе с ним сгорает и адская книга.
Погибает Володя страшно, через самосожжение, но при этом его смерть показана как констатация. Это не те муки аутодафе, которое принимает герой другой знаменитой ленты Тарковского, «Ностальгия». Этот очищающий пламень, сжигающий лежащего на старой, допотопной кровати, под атласным одеялом героя, во многом уничтожает его, похожего на некую личинку в саване, из которой давно вышел весь дух.
Удивительно, что много лет спустя похоже закончит свой фильм «Фрида» Джули Теймор о творчестве и судьбе мексиканской художницы Фриды Кало. Она лежит на своей кровати, увитая листвой, и сгорает — безболезненно и безмятежно.