«Все прекрасное, что видят детские глаза»: кукла-армянка среди игрушек царских детей

«Все прекрасное, что видят детские глаза»: кукла-армянка среди игрушек царских детей

Николай II и Александра Фёдоровна обвенчались в ноябре 1894 года в Большой церкви Зимнего дворца. Спустя пять лет императрица Александра, уже мать трех дочерей, оставила в своем дневнике следующую запись: «В доме, где растут дети, все их окружение и все, что происходит, влияет на них, и даже самая маленькая деталь может оказать прекрасное или вредное воздействие. Даже природа вокруг них формирует будущий характер. Все прекрасное, что видят детские глаза, отпечатывается в их чувствительных сердцах. Где бы ни воспитывался ребенок, на его характере сказываются впечатления от места, где он рос. Комнаты, в которых наши дети будут спать, играть, жить, мы должны сделать настолько красивыми, насколько позволяют средства».

Великие княжны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия. 1903 год ǁ dollplanet.ru

Одной из деталей, формирующих мир ребенка, становятся игрушки. Их роли в воспитании детей Николай и Александра уделяли особое внимание. Они были убеждены, что игра может не просто развеселить ребенка, но и рассказать, научить.

Увидеть «игрушечный мир» цесаревича Алексея и великих княжон сегодня можно в Музее игрушки имени Николая Бартрама. Располагается уникальное «хранилище» дорогих детским сердцам предметов в одном из красивейших уголков подмосковного Сергиева Посада, напротив Троице-Сергиевой лавры. Открытый в 1918 году в Москве, он стал первым музеем этого профиля в Европе.

Цесаревич Алексей. 1908–1909 годы ǁ foma.ru

Основатель музея — художник, коллекционер, музейный деятель Николай Дмитриевич Бартрам (1873–1931). Он начал собирать коллекцию игрушек в начале 1910-х в своей квартире на Зубовском бульваре. Она-то и послужила началом будущего Музея игрушки, начавшего свою историю 17 октября 1918 года в доме № 8 по Смоленскому бульвару. Для посетителей он был открыт только в 1921 году, а через некоторое время переехал в новое помещение на Кропоткинской улице (ныне Пречистенка).

За несколько лет в коллекцию музея вошли собрания памятников детской культуры из Александровского дворца в Царском селе, Ливадийского дворца, Строгановского училища, национализированных частных коллекций и специализированных магазинов.

Плакат, приглашающий в Музей игрушки ǁ museumot.info

Музей приобрел неслыханную популярность, а причиной тому — превосходная коллекция, занимательная экспозиция и новаторские приемы работы с детьми. По посещаемости Музей игрушки превосходила лишь Третьяковская галерея.

В 1931-м Музей игрушки переехал в подмосковный город Сергиев, за год до этого переименованный в Загорск (ныне Сергиев Посад). С 1980-го по сегодняшний день Музей находится в старинном особняке бывшего коммерческого училища над живописным Келарским прудом.

Переезд в Сергиев Посад не случаен. Так, кажется, было предопределено историей, ведь этот город издавна славится как старейший центр производства деревянных игрушек и матрешек в России. По одной из версий русская матрешка родилась именно здесь.

Первая русская матрешка, выточенная по эскизам художника Сергея Малютина лучшим игрушечником из Сергиева Посада Василием Звёздочкиным, появилась на свет в 1890–1900 годах. Прототипом ей послужила игрушка, привезенная с острова Хонсю женой Саввы Мамонтова, — добрый лысый старик, бог удачи Фукурокудзю, в форме которого находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Матрешка Малютина стала крестьянской девочкой с черным петухом в руках. Сегодня оба артефакта хранятся в экспозиции Музея игрушки в Сергиевом Посаде.

Кукла «армянка» в Музее игрушки ǁ armmuseum.ru

В музее Николая Бартрама и оказались игрушки детей царской семьи. После революции детская половина Александровского дворца в Царском Селе долгое время оставалась нетронутой. Часть интерьеров, среди которых «Комнаты младших княжон» и «Комната наследника», была открыта для свободного посещения. В 1931 году «экспозиция» была закрыта, а «экспонаты» были розданы в детские дома и приюты. Работникам Музея игрушки удалось спасти некоторые из них и сохранить. Игрушки великих княжон и цесаревича обрели совсем иную жизнь…

Все представленные экспонаты коллекции игрушек царских детей рассказывают об их воспитании. Игрушки ненавязчиво обучали детей тому, с чем им придется столкнуться дальше в жизни. Девочки непременно получали в подарок кукол с фарфоровыми или мастичными головками английской, французской, немецкой, а иногда и русской работы — кукольное производство в России в это время еще только зарождалось. Мальчиков воспитывали совсем в ином духе: строже и требовательнее. Их готовили к военной карьере и к управлению государством, потому и игрушки у мальчиков были совсем иные. Лошадки-качалки, луки и стрелы, каски и доспехи, винтовки, сабельки, солдатики, маленькие пушки, предметы для спортивных игр являлись наиболее распространенными.

Дети Николая II воспитывались в уважении к русской истории. Воспитывали в них интерес к народной жизни. Среди игрушек великих княжон на Детской половине Александровского дворца имелось множество кукол в национальных костюмах. Для великих княжон в детстве наряду с чтением народных сказок, мифов, легенд игра с такими куклами была одним из реальных способов приобщения к самобытному миру народов своей страны. Из царской коллекции игрушек сохранилось фарфоровые куклы в русском народном костюме, а также куклы «украинка», «армянка», «осетинка» и «татарка».

Куклы «армянка», «осетинка» и «татарка» ǁ armmuseum.ru

Куклы «армянка», «осетинка» и «татарка» были изготовлены на заказ в начале XX века немецким фарфоровым заводом Simon & Halbig, с 1869-го по 1914 год работавшим в Тюрингии.

О мире игрушек, сегодня ставшими музейными экспонатами, мы узнаем из воспоминаний семилетней великой княжны Марии Романовы, внучки императора Александра II и двоюродной сестры Николая II: «Мы с Дмитрием [младший брат Марии] часами рассматривали игрушки наших юных кузин; они не могли наскучить — такими были прекрасными. Особенно восхитительным мне казался подарок президента Франции [Феликса Фора], который он преподнес Ольге [в 1896 году Ольге исполнился год], когда она с родителями впервые поехала в эту страну. В футляре из мягкой кожи находилась кукла с полным приданым: платьями, бельем, шляпками, туфлями, полным набором для туалетного столика — все было сделано удивительно искусно».

При написании статьи использовались материалы:

1. Художественно-педагогический музей игрушки имени Н.Д. Бартрама ǁ museumot.info.

2. Игрушки для царской семьи ǁ foma.ru.

3. Романовы. Куклы великих княжон ǁ snob.ru.

4. Игрушки царских детей ǁ toy-museum.ru.

5. Куклы великих княжон ǁ dollplanet.ru.

6. Александр Греков. Игрушки царских детей ǁ ricolor.org.

7. Записи императрицы Александры Федоровны о семейной жизни и воспитании детей ǁ pravoslavie.ru.

«Все прекрасное, что видят детские глаза»: кукла-армянка среди игрушек царских детей