Александр Родченко, Сергей Хачатуров и «музеефикация всей страны» 

Александр Родченко, Сергей Хачатуров и «музеефикация всей страны» 

Выставка выпускников Школы Родченко «Тестовая группа» | @rodchenko_artschool, instagram.com

Одному из основоположников конструктивизма, родоначальнику дизайна и рекламы в СССР, представителю фотографии «Нового ви́дения» Александру Родченко посвящена не одна сотня искусствоведческих исследований. Он стал символом советской фотографии, его работы не теряют интереса и в наши дни. Вместе с художником армянского происхождения Георгием Якуловым, создателем «Теории света и происхождения стилей в искусстве», и Владимиром Татлиным сразу после революции работал над оформлением кафе «Питтореск» в Москве. 

Не так давно группа молодых фотографов, выпускников Школы фотографии и мультимедиа им. А. Родченко собралась, чтобы вместе открыть выставку «Тестовая группа». «Тестирование — это универсальный способ улучшения качества жизни в условиях развитого капитализма. Все, чем мы пользуемся сегодня, завтра может быть усовершенствовано. Чтобы системы стали лучше, мы передаем их создателям свои данные, которые бережно собираются и анализируются. Бета-версия становится нормальным состоянием современных систем. Там, где раньше были объекты, сегодня мы видим процессы, связи и отношения. Идея иерархии и глубинных структур в какой-то момент сменяется идеей сетей, и сети во всех сферах жизни становятся все более гомогенными и горизонтальными», — пишет о проекте Екатерина Суслова.

Александр Родченко. Похороны Владимира Ленина. Фотоколлаж для журнала «Молодая гвардия» (1924).

На защите дипломов будут присутствовать члены дипломной комиссии МАММ (Московской Мультимедиа Арт Музея) Ольга Свиблова, директора школы Родченко Ирина Успенская и Елена Лунгина, знаменитые художники, искусствоведы. Среди них будет и преподаватель этой школы, теоретик, куратор, историк искусства, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории отечественного искусства исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Сергей Хачатуров. Сергея смело можно назвать культовым арт-критиком Москвы. Он автор более тысячи статей в периодических и профессиональных изданиях на темы изобразительного искусства, архитектуры, музыки и театра. Хачатуров — лауреат премии Министерства культуры, работает на телеканале «Культура» и на радио «Культура». В 2010 году Хачатуров в издании «Время новостей» опубликовал статью «Плюс музеефикация всей страны», где разобрал «по косточкам» современный арт-процесс: эпатажность, эзотеричность и респектабельность произведений искусства не гарантирует их новизны, а ощущение от них — как будто зритель попал в музей. Поэтому в данном случае неологизм «музеефикация» (своеобразный привет Ленину) носит снисходительный оттенок. Хорошая оценка от Сергея — если он скажет, что ваши экспонаты «радикально современны».

А если принять это слово «музеефикация» всерьез и надолго? Ведь сегодня роль музеев в образовательной и культурной жизни России очень высока. Главный редактор журналов, среди них Vogue Russia, Алена Долецкая даже издала книгу «Не сказка, а жизнь», где учит в том числе и тому, как из музея сделать модное местечко.

Армянский музей Москвы как успешный проект также возник на волне этого интереса к музейному делу, которое в России началось с открытия Петром I Кунсткамеры.

Источники: vremya.ru, mamm-edu.ru

Александр Родченко, Сергей Хачатуров и «музеефикация всей страны»