Соня Бояджян: ювелирные головоломки
Бабушкины сундуки – часто они бывают источниками детского вдохновения.
Металлические колье с керамикой и горным хрусталем, позолоченные украшения для волос: Это сегодня ее имя связывают с элитарностью, безупречным стилем, причудливой фантазией, чувственностью. А когда-то в детстве маленькая Соня приезжала к своей армянской бабушке в Пасадену. Ту самую, о которой пели в знаменитой песне сестры Мэйвуд.
Как вспоминает Соня, бабушка жила напротив блошиного рынка. А внуки, отдыхая у нее, совершали туда «набеги» за сломанными украшениями, рассыпавшимися бусами, стразами и бисером и мастерили всякие штуковины.
После школы Соня поступает в Otis College of Art and Design в Лос-Анджелесе. Кстати, в рейтинге школ дизайна моды из 50 позиций Otis находится в 17 строке. Как-то раз девушка зашла в антверпенский магазин Louis, колыбель авангардной моды: в 1980-е здесь на продажу выставляли дебютные коллекции представителей «антверпенской шестерки». На ней было колье собственного дизайна: двадцатидвухлетняя Соня делала бижутерию для себя, мечтала стать дизайнером одежды и работать под руководством кумира — Дриса ван Нотена. Ей и предложили сделать несколько предметов специально для Louis, а спустя год, вернувшись в Лос-Анджелес, она уже рисовала эскизы своей первой коллекции аксессуаров.
Прошло не так много времени, в 2008 году только что обручившаяся голливудская дива Скарлетт Йоханссон предстала перед журналистами и поклонниками в кольце с четырехкаратным солитером в оправе из желтого золота. Дизайнером украшения оказалась неизвестная широкой публике близкая подруга звезды фильма «Трудности перевода» Соня Бояджян.
Критики художественного рынка пишут о ее творчестве: «Ее причудливые кольца, броши, колье и подвески — квинтэссенция сюрреализма и эксцентрики. Соня смело смешивает самые разные материалы — полудрагоценные камни, серебро, горный хрусталь, кристаллы Swarovski, керамику, дерево, птичьи перья — и предпочитает монументальные формы: эти украшения будто позаимствованы из шкатулок героинь сказок Гофмана и романов Кэрролла и Свифта. Критики проводят и параллели с творческим наследием Эльзы Скьяпарелли и Сальвадора Дали».
Сама же дизайнер-ювелир вдохновляется графическими работами голландца Маурица Эшера, его пространственными головоломками.
Еще одно культовое имя – Александра Колдера, однажды потрясшего мир американца своми «кинетическими скульптурами», в «учителях» Сони. Обожает она и «строительные коллажи» Роберта Раушенберга.
«Мне нравится будить в людях их внутреннего ребенка, открытого миру и новым впечатлениям. Мои украшения — это погремушки, развешанные над его детской кроваткой», - говорит Соня.
Говорят, что она похожа на великую чудачку Изабеллу Блоу, самую эксцентричную женщину Великобритании, которая носила шляпки омара с драгоценными камнями и оленьи рога, драпированные черным кружевом. Но в харизме Сони Бояджян, пожалуй, больше структурированного волшебства, чем безумия. Вместе с мужем Александром и 9-летним сыном Клаусом она живет окрестностях Голливуда, в особняке 1929 года. В ее апартаментах гости вспоминают готические рассказы классика американского хоррора Говарда Лавкрафта: по двору бегают собаки, охраняя вольер с тропическими птицами и пруд с африканскими черепахами, в комнатах развешаны Сонины украшения и полно экзотических вещиц со всех концов света.
ИСТОЧНИК: vogue.ru «От моря до моря. Ювелир из Лос-Анжелеса Соня Бояджян».