Выставка Жака Ихмальяна: миры стамбульского армянина
Живописные и графические работы Жака Ихмальяна представила галерея «Ореады» в выставочном пространстве галереи «Нико», которая располагается в доме выдающегося скульптора Николая Никогосяна.
Этот дом, расположенный в историческом центре Москвы рядом с посольством Польши, знаменит не только тем, что здесь долгие годы работает Николай Никогосян. В этот центр культурной жизни армян Москвы приходили и Сергей Параджанов, и маршал Иван Баграмян, и Арно Бабаджанян. Не так давно дочь Николая Багратовича Гаянэ стала организатором и куратором культурных и благотворительных программ.
Выставка Жака Ихмальяна (1922-1978), живописца, чья судьба была связана со многими странами мира, а последние годы с Москвой, прошла в галерее «Нико » с большим успехом.
К сожалению, в столице России мало знают о творческом наследии этого самобытного мастера. Несмотря на то, что экспозиция была немногословной, тот, кто пришел познакомиться с искусством Ихмальяна, был удивлен многогранностью почерка и разнообразными техниками, в которых работал мастер.
Хотя посетителя встречали большие полотна, написанные маслом, сначала стоило пройти вглубь этого белого зала, чтобы найти графические работы. Одна из них — «Матадор», характеризовала мышление автора, синтезирующее новейшие формы искусства с архаикой. Ихмальян мог чернилами выразить и игру, относящуюся нас к нерукотворному пятну и даже к ученической кляксе, в то же время к античной традиции, где черные фигуры и белые фигуры, очерченные жестким черным абрисом, выглядели будто сошедшими с амфор.
Ряд рисунков был выполнен в овальных полях, напоминающих армянский лаваш. Они были и красными, и черно-белыми, наивными и очень лиричными.
Самой значительной у Жака Ихмальяна была тема материнства и вечной женственности. Образы матери и ребенка художник часто приближает к друг к другу, заключая в композиционное кольцо. Этот мир становится неподвластным всему внешнему, женщина и ее ребенок как будто что-то говорят, нежность, любовь и гармония отражены в ярких красках, которые не нарушают интимность интонаций.
Жак Ихмальян любил писать бродячих артистов или акробатов. Живя в Стамбуле, он не делил его реалии на турецкую и армянскую или греческую, для него они были равно интересны так, мы можем увидеть в его исполнении турецких силачей. Примечательно, что ряд фигур на своих полотнах он, как ранний Гоген, очерчивает черным контуром.
Простота и поэтичность высказывания, нерушимость бытия, его вечность — эти основы языка художника не находят категоричности и твердости в его кредо, напротив, многие его персонажи будто оплавлены, как свечи.