«Гранаты истекают кровью. Краснеет белый холст…»

«Гранаты истекают кровью. Краснеет белый холст…»
Фото Анны Сатян

Фото Анны Сатян

У многих народов, населявших в древности Армянское нагорье и регион Средиземноморья (армян, греков, финикийцев, персов, евреев, ассирийцев) гранатявлялся символом природной красоты и единства всего сущего. В армянской традиции гранат выступает, как символ жизни, процветания и супружества, а также – достатка и плодородия, ведь деревья граната дарят свои плоды круглый год.

Самые вкусные гранаты растут в Мегри, в городе на юге Армении, в Сюникской области, на границе с Ираном и на берегу одноименной реки. Мегри считается самым теплым городом Армении. Количество солнечных дней – до 253 в году. Это даже больше, чем в Марселе –там около 230. 


Гранат в Армении можно встретить в керамике, как сувениры. Гранат считается необыкновенно полезным продуктом, но употреблять его в свежем виде многие не любят из-за кисловатого вкуса и обилия зерен. Поэтому в Армении очень популярно гранатовое вино. Оно сохраняет полезные вещества, содержащиеся в зернах граната, и в умеренных дозах приносит пользу здоровью. Напиток содержит линоленовую кислоту, способную повышать иммунитет, сдерживать активность канцерогенов, нормализовать липидный обмен. Содержащиеся в самом фрукте и уже готовом вине витамины С, P, B6, B12 и танин отличаются дезинфицирующими свойствами, которые помогают организму противостоять инфекциям и вирусам.

Фото paspartu-tours.ru

Фото paspartu-tours.ru

Гранатовое вино подают охлажденным до 12-14⁰C. Это десертное вино, которое прекрасно сочетается с фруктами, десертом, мягким сыром. Напиток имеет плотную, густую консистенцию, терпковатый вкус и темно-красный цвет с оттенками кожуры спелого плода. Вино пьется и без закуски, во рту остается оригинальное послевкусие с нотками ореха, вишни, табака.
Конечно, когда мы говорим о гранатах, вспоминаются кадры из ленты Сергея Параджанова «Цвет граната» («Саят-Нова»). 


Вот как описал эти поэтические метафоры сам режиссер в сценарии:
«Обнаженная женская грудь, перекрытая золотой чашей…

Чаша наполняется и переливается молоком.

 На белом холсте – лиловые гранаты…

Рядом чеканный кинжал. Гранаты истекают кровью. Краснеет белый холст…
Свищет ветер. Осыпается белая роза». 

Кадр из культовой ленты Параджанова 1969 года. 

Кадр из культовой ленты Параджанова 1969 года. 


Лиловые гранаты – в кадрах фильма они все же алые, багряные. Они кровоточат сами по себе – без разреза. В кадре пятна от каждого текут, соединяются с соседним, образуя единое. 
Так почему же Параджанов в своем умозрении видел их лиловыми? 


Ответ, возможно, найдем в том, что лиловый (сиреневый), как и фиолетовый  – это сочетание основных цветов – красного и синего. Освальд Шпенглер в «Закате Европы» (глава «Музыка и пластика») говорит о том, что красный цвет – античный, это краска материи, близости, животных чувств. Красный цвет – настоящий цвет чувственности; поэтому только он производит впечатление на животных. А лиловый, по Шпенглеру, - красный, преодолеваемый голубым. Он свойствен женщинам, ставшим бесплодными, и живущим в безбрачии священниками. Не зря сирень – цвет любви, сострадания и милосердия. 
Итак, настоящий гранат  Параджанова – он и телесен, и космичен. Он соединяет землю и небо, страсть и аскезу. Другое дело, что в кадрах он традиционен, даже гиперал, но задумка режиссера действительно интересная. 


Вот, что пишет о ленте «Цвет граната» друг режиссера, киновед Левон Григорян: «Фильм начинается с символов: книга, распахнутая, как окно в мир; сочащиеся алым соком тяжелые плоды граната на белом холсте; кинжал, обагренный кровью и тревожно окрашивающий этой кровью такой же ослепительно белый холст. 
Сок граната и алая кровь, обагрившая кинжал, одного цвета. Но если алый цвет сока – это цвет Жизни, то кровь, залившая кинжал, - это знак Смерти…Жизнь и Смерть – две основы бытия, сроднились цветом, бросая друг другу вызов.
Вспомним, что Персефона перед возвращением к Деметре съела зернышко граната, чтобы не забывать темное царство Аида. Как увидим в дальнейшем, эта деталь из мифологического сказания удивительным образом отзовется в судьбе Параджанова». 

ЧЕРНЫЙ ГРАНАТ.jpg


Почему же у ленты Параджанова два названия? Как пишет киновед Кора Церетели, когда фильм был закончен, ни ЦК КП Армении, ни Госкино СССР не захотели брать на себя ответственность за показ произведения, которое, по общему мнению, не соответствовало историческому образу известного поэта и идеологически апробированному эталону советского историко-биографического фильма. Так, Сергей Иосифович соглашается с решением ЦК Армении изменить название фильма «Саят-Нова» на отвлеченное – «Цвет граната». 
Примечательно, что после Геноцида  многие армянские художники использовали гранаты как тему в своих текстах и стихах, чтобы описать широкий спектр эмоций, от страданий до надежды, возрождения и выживания нации.


ИСТОЧНИКИ: 

Параджанов С.И. «Исповедь». Санкт-Петербург, изд-во «Азбука», 2001
Григорян Левон «Параджанов». ЖЗЛ Москва, «Молодая гвардия», 2011
Шпенглер Освальд «Закат Европы» Минск (Харвест) - Москва, АСТ 2000

www. fountravel.ru Гранатовое вино — польза, вкус и страны-производители

«Гранаты истекают кровью. Краснеет белый холст…»