Тамар Зандберг, Александр Цинкер и Яир Орон продолжают бороться за признание Геноцида армян
Несмотря на то, что в армянской среде назревает скепсис по отношению к теме признания Геноцида армян депутатами Кнессета, будет справедливым указать ряд персоналий израильской науки и политики, ставших последовательными борцами в этом вопросе.
В понедельник стало известно, что один из активных защитников идеи признать армянский Геноцид, спикер Кнессета Юлий Эдельштейн отозвал этот пункт из актуальной повестки. Озвученная причина – неуверенность в том, что большинство депутатов законодательного органа Израиля поддержат законопроект. Тамар Зандберг назвала решение Эдельштейна политическим и призвала Кнессет «делать то, что правильно». «Кнессет должен сделать то, что обещал. Это вопрос исторической справедливости», – продолжила она.
Тамар Зандберг – один из лоббистов признания Геноцида армян в Кнессете Израиля. Она является лидером партии «Мерец», определяет себя как феминистку, социал-демократку и энвайроменталистку. Тамар возглавляет оппозиционную фракцию «Социальный дом» в «Наамате» — ведущем израильском союзе трудящихся женщин. Активно участвует в борьбе за защиту природных ресурсов и животных. Она была против перенесения посольства США в Иерусалим и бойкотировала церемонию, так как считает, что эта акция вновь отодвигает призрачный еврейско-палестинский мир.
Учёный-историк, специалист по истории Катастрофы европейского еврейства, расизма и современного еврейства, профессор и заведующий кафедрой Открытого университета Израиля Яир Орон также один из тех, кто последовательно продвигает идею признания армянского Геноцида израильским обществом. Доктор Орон считает, что в трагические дни Холокоста армяне спасли евреев больше, чем представители других народов. Он очень трудно принимает двойные стандарты, когда видит, что Израиль спекулирует на теме Холокоста, но отрицает другие геноциды. Ученый видит в этом некоторую «ресурсность» Холокоста, при этом понимая, что евреи не чувствительны к армянской боли в силу «исключительности» своего геноцида.
В этой теме будет высшим цинизмом считать человеческие потери в ходе двух величайших трагедий XX века. Тут нельзя говорить о том, что евреи могли бы быть более расположенными к состраданию, потому что их больше (к тому же ненамного). В начале 5777 года по Еврейскому календарю (2016), в мире проживало около 14.4 млн евреев, из которых 6.33 млн - в Израиле. Одна из причин кроется не столько в геополитике, связях с Турцией или в продаже оружия Азербайджану, она чисто психологического свойства: сказывается доминирование своей кровной боли. Трудно упрекать потомков жертв в том, что они не сострадают армянам. Гуманитарная утрата в несколько миллионов как будто «позволяет» евреям думать только об интересах только своего государства или этноса.
Евреи гибли вместе со славянами, цыганами, а армяне – с понтийскими греками, ассирийцами, русскими староверами, народом заза в Дерсиме.
В этом контексте армяне переворачивают устоявшуюся еврейскую модель. И если в искусстве армяне часто натягивают на свои ценности так называемое «армянское одеяло», то в теме геноцидов армяне склонны к сотрудничеству с другими странами.
И тем не менее армяне не пытаются консервировать свой геноцид как исключительный, хотя для них события 1915-23 ставили под угрозу само существование нации. «Армяне – универсальны. Это единственная нация, которая не может смириться с огромными человеческими потерями. Это – наша гуманитарная миссия, человечество должно предотвращать массовые истребления, а в истории прошлого века их произошло несколько – в Оттоманской империи, Холокост и в Руанде 1994 года»», – считает Раймон Кеворкян, автор труда «Геноцид армян. Полная версия».
«Нельзя спекулировать темой Геноцида армян и связывать ее с очередным ухудшением отношений Турции и Израиля», – считает бывший депутат израильского Кнессета 15-го созыва, доктор Александр Цинкер.
Но почему же раньше можно было спекулировать этой темой, а сейчас нет? Что изменилось? Неужели еврейское общество смогло внести в эту тему переоценку?
Думается, что все не так однозначно. Все-таки репутационные издержки Израиля после апреля 2016 года возросли, как писала «Независимая газета», во время 4-дневной войны в апреле прошлого года, именно ударом дрона, произведенного в Израиле, был уничтожен автобус с группой армянских добровольцев, направлявшихся в зону боев.
Ряд коррупционных скандалов клана Алиевых, освещенных западными СМИ, также добавил в тот вопрос своей критической массы. Самым сильным аргументом работает то, что Армения вновь становится одним из центров геополитики региона. При этом армяне долготерпеливы. Не смотря на то, что ряд экспертов говорил о недопустимости радоваться принятию евреями армянского Геноцида, так как тема эта была очень политизирована.
И все же обоюдостороннее здравомыслие должно победить. И даже в том случае, если еврейское общество сдастся под напором своих лоббистов, и Кнессетом Израиля будет одобрено принятие и уголовное преследование за отрицание армянского Геноцида, армянам не стоит быть пристрастными к любому чужому формальному состраданию. Возможно, это только начало нового духовного и культурного сближения двух народов с похожей исторической судьбой. Мы живем в прагматичном мире, с точки зрения морали геноциды должны рассматриваться только во взаимосвязи с темой покаяния, а с точки зрения международного права - и как политический ресурс.