«Здравствуйте, я ваша тётя!»: Александр Калягин и Армен Джигарханян вспоминают о съемках фильма
В первых кадрах фильма «Здравствуйте, я ваша тетя!» перед зрителем предстает тихая водная гладь пруда, на берегу которого стоит маленький, словно игрушечный, дом. Однако спокойствие его обитателей скоро будет нарушено внезапным появлением эксцентричной «миллиардерши из Бразилии».
Безработный Бабс Баберлей, спасаясь от полицейских, случайно попадает в дом полковника Френсиса Чеснея, где двое молодых людей предлагают ему сделку. Бабс должен переодеться в женскую одежду и сыграть роль тетушки-миллионерши донны Розы д’Альвадорец, чтобы, располагая своим авторитетом и состоянием, помочь двум юношам жениться на их возлюбленных, опекаемых судьей Кригсом. Он соглашается в надежде скрыться от полиции. Но кто бы знал, чем все это обернется…
«Богатая тетушка» и, главное, ее состояние привлекают к себе внимание самого судьи Кригса, а вдобавок и полковника Чеснея. Но, кажется, и это не страшно. Приезжает настоящая донна Роза в сопровождении молодой девушки, в которую безнадежно влюбляется Бабс Баберлей.
Любовь и бедность навсегда
Меня поймали в сети,
По мне и бедность не беда,
Не будь любви на свете.
(Роберт Бёрнс. Отрывок из стихотворения «Любовь и бедность»)
Двухсерийный фильм «Здравствуйте, я ваша тетя!» был снят в 1975 году Виктором Титовым по мотивам пьесы английского драматурга Брэндона Томаса «Тётка Чарлея». В документальной ленте «Здравствуйте, я Ваша тетя. Случайный шедевр» режиссера Аллы Герц его выход назван «бархатной революцией»: «Впервые в целомудренном, почти пуританском советском кинематографе актер-мужчина играл женщину, да еще и главную роль. Актер Александр Калягин обаял, удивил, покорил и рассмешил огромную страну, прикинувшись донной Розой д’Альвадорец…» Реплики из полюбившегося фильма сразу вошли в жизнь, а некоторые и вовсе стали крылатыми: «Превосходная страна. Там в лесу столько диких обезьян!», «Я старый солдат и не знаю слов любви!», «Должна же я была его чуточку помучить! Именно так ведут себя порядочные женщины!».
Александр Калягин, который сегодня празднует день рождения, о работе над образом Бабса Баберлея вспоминает в своей книге: «Моя тетка Чарлея родилась из воспоминаний о воспитавших меня женщинах — матери, тетках. В нее вошли черты девочек и женщин, в которых я был влюблен, которых просто мельком видел на улице или в транспорте. С режиссером Виктором Титовым мы ни разу не обсуждали: какой тип женщины надо сыграть? Боже упаси. Никогда не было в мыслях. Память выдавала „на-гора“ то позу, то жест, то манеру держать веер, стрелять глазками, кокетничать, приподнимать ножку, хлопать ресничками… мы только отбрасывали, что не нужно. Еще важнейшим в работе было воспоминание об опыте Чарли Чаплина, как-то снявшего коротенький фильм „Женщина“… Женский костюм я обживал старательно, практически не снимая даже в обеденный перерыв».
На съемках фильма царила добрая и дружная атмосфера, о которой рассказывает Армен Джигарханян: «Это очень радостная картина. На все времена. Она такая безответственная, бесшабашная! Там звезды сошлись — не звезды актерские, а звезды благоприятной ситуации. Она часто в искусстве определяет многое. Извините мое наивное воспоминание о „Тете“, но люди, занимающиеся актерским делом, поймут меня: мы любили друг друга. Смотрели друг на друга, радовались, нам было смешно. Я, например, до сих пор люблю Калягина. Встречаю где-нибудь его, испытываю родное чувство. И с Гафтом, и с Мишей Козаковым не наступило отчуждение».
Более сорока лет прошло со времени выхода картины, а успех ее не гаснет, в чем, безусловно, большая заслуга принадлежит актерскому составу. «В этой комедии с переодеванием главное не место действия, и даже не сюжет, а лица», — говорится в программе Леонида Парфёнова «Намедни». И с этим сложно не согласиться.