Несмолкаемый победный колокол Сардарапата
Согласно британскому историку Кристоферу Уолкеру, если бы армяне проиграли битву, «вполне возможно, что слово Армения сохранилось бы лишь как термин исторической географии».
Сегодня для армян всего мира «Сардарапат» звучит как набат. Возможно, не было в армянской истории другого события, когда выстояли не просто «вопреки». Выстояли — когда, казалось, все законы звериного мира соединились для того, чтобы уничтожить.
Открытием законов удара когда-то занимался Галилей. Возможно, что его как ученого тоже заинтересовал бы феномен Сардарапата. Уничтожена огромная часть народа, отняты исторические земли, по разным направлениям — то к Сарыкамышу-Александрополю, то к Игдыру-Эчмиадзину-Эривани — бегут чудом уцелевшие армяне. Разбиты ночлежки, где уже возникают очаги сыпного и возвратного тифов; необходима помощь и питание и больным, и врачам.
В толпах обездоленных беженцев только и раздаются имена родных мест: «Ван», «Эрзерум», «Мамахатун», «Карс», «Муш», «Хныс»…
Армянские беженские организации в Тифлисе объединяются в Исполнительный Комитет. Нужно устроить питательные пункты с расчетом, чтобы расстояние между ними не превышало 15–20 верст, так как утомленные беженцы с детьми и стариками большего перехода не выдержат. В каждом их них нужны средства дезинфекции, инструменты для стрижки волос, санитарки для перевозки тяжелых больных. Пропускная способность каждого пункта должна ровняться не менее 1000 человек в день.
Беженцы прибывают и прибывают. Нужен запас белья — рубахи, кальсоны, носки — каждый из комплектов стоит по 6 рублей 20 копеек, одежда стоит, конечно, дороже — по 40 рублей.
На каждые 100 человек нужно не менее (!) 2-х коек, необходимо иметь наготове для обслуживания беженцев 2400 коек, расположенных в разных местах. На прокорм беженцев нужно по 2 рубля 4 копейки на человека.
По всему пространству горя, боли, ужаса, зреющего подспудно сопротивления летят распоряжения:
«Для покрытия всех расходов комиссия получает кредиты от Главного Совета»,
«Назначить Преосвященного епископа Месропа Председателем Чрезвычайной Исполнительной комиссии»,
«…если не будет оказана продовольственная помощь извне, то они будут обречены на неизбежную голодную смерть»,
«В Эривани на 100 тысяч человек нужно муки 62 500 пудов, сахару 2500 пудов»,
«У турок 40 пушек, у армян 28».
В день 21 мая 1918 года, когда турецкий 108-й пехотный полк подошел вплотную к Керпалу, что в 7 километрах от Эчмиадзина, продвигаясь вперед, занял станцию Сардарапат, а потом и село Герчлу, шли на Ереван и Зангибазар, в Тифлисе определили новую партию армянских беженцев числом в 450 тысяч человек.
а) беженцы Турецкой Армении 260 000 чел.
б) беженцы Карсской области 120 000 чел.
в) беженцы с Приморского района 20 000 чел.
г) беженцы с некоторых мест Эриванской губернии 15 000 чел.
д) беженцы из Елизаветпольской, Бакинской и других мест 35 000 чел.
Запасов едва ли хватит на один месяц. У многих состояние плачевное, домашний скот и перевозочные средства встречаются у тех беженцев, кои двинулись с своих насиженных мест с продовольственными запасами, по исчерпании коих они нередко по пути передвижения распродают местным жителям свой скот и прочее имущество для приобретения продуктов питания.
А в Армении артиллерийская батарея капитана Хорена Игитханяна, сумела приковать к месту противника; значительно была укреплена защита левобережья у разрушенных мостов через Аракс; из Еревана быстро были переброшены на линию фронта несколькими днями ранее отправленные на докомплектацию армянские добровольческие отряды; Командир Ереванской группы войск Мовсес Силикян, вместе с начальником штаба, полковником Александром Векиляном, разработал тактический план активного контрнаступления, который позволил бы отбросить турок от Сардарапата.
В ночь с 21 по 22 в районе села Моллабаязет армянские ополченцы и 300-сотенный конный отряд езидов под предводительством Джангира-аги начали перестрелку с местными мусульманскими вооруженными группами, тем самым не позволив им ударить по армянским частям с тыла и с флангов. Это позволило Долуханову и Перекрестову привести в боевой порядок войска, а капитанам Серго Атанесяну и Владимиру Сакилари — развернуть артиллерию.
Переломный контрудар армянского войска возглавил заместитель командующего Ереванской группы войск, командующий силами армян на Сардарапатском фронте, полковник Даниел-Бек Пирумян. Ранним утром 22 мая армянские силы под его общим командованием перешли в наступление по всему фронту.
«Армяне! Героические действия наших храбрых войск продолжаются и турецкие войска отступают. Мы должны отвоевать Александрополь, который так подло захватили турки. Они требуют все губернии Ахалкалаки, Ахалцихе, Александрополя и Эчмиадзина вместе с Первопрестольным храмом и большую часть Ереванской и Нахичеванской губерний. Неужели мы допустим такой позор? Армяне, быстро соберитесь, вышвырните врага с нашей окрашенной кровью земли: Все к оружию! На Александрополь», — призвал Мовсес Силикян.
А дальше из уст в уста по солдатскому радио передают:
«Армянская пехота при содействии ополченцев перешла в мощное контрнаступление»,
«В битве со своей ротой принимал участие младший офицер кавалерии корнет Ованес Баграмян».
Турецкие силы, приняв фронтальный бой, попытались оказать активное сопротивление, на некоторых участках в ход пошли даже штыки. Но, понеся большие потери, турки вынуждены были бежать.
«Ура, мы ломим!»
Армяне ломят.
Вспоминая счастливейший день 27 мая, Александр Шнейр писал: «…Цепи вскочили и с криками „ура“ побежали вперед, а среди турок началась паника, поскольку вышедший к ним в тыл отряд открыл огонь по вьючным телегам и арьергарду. Вскоре турки начали бежать, оставив все боеприпасы, раненых и убитых… Битва была выиграна, Армения спасена».
В честь разгрома турецкой армии 26 мая 1918 года к 50-й годовщине битвы в мае 1968-го был открыт архитектурный ансамбль «Сардарапат», созданный по замыслу архитектора Исраеляна. Это сооружение не имеет прототипов в армянской архитектуре. Его создал выдающийся армянский скульптор Ара Арутюнян.
Ансамбль расположен на возвышенности, с которой открывается панорама Араратской долины. Архитектурно-скульптурная композиция включает в себя фигуры крылатых быков, обрамляющих подступы к трехъярусной колокольне, и аллею орлов, ведущую к стене Победы, украшенную барельефами. Звонница Сардарапата, ныне он называется своим историческим именем Армавир, высотой в 35 метров. Быки — 8 метров, орлы — 4 метра. Стена Победы — 7×54 м. Соавторами Ара Арутюняна стали скульпторы С. Манасян и А. Шагинян.
28 мая 2018 года в Сардарапате пройдет парад армянских Вооруженных Сил. Впервые за 100 лет будут участвовать подразделения российской армии.
ИСТОЧНИКИ:
Армяне в Первой мировой войне (1914–1918 гг.). — «Российский писатель». Москва, 2014.
Сайт Ара Арутюняна ǁ araharutyunyan.com.