Армянские экспонаты в экспозиции Государственного геологического музея им. В.И. Вернадского
Один из самых удивительных музеев Москвы – Государственный геологический имени В.И. Вернадского – располагается на улице Моховой. В старину в центре столицы были болота.
А в каменноугольном периоде, около 300 миллионов лет назад, на территории современной Москвы было море, как и позже в юрском периоде. И в этом море образовывались залежи известняков и доломитов.
В многомиллионной истории мира среди представленных артефактов есть и армянские. Конечно, прежде всего они связаны своим происхождением с тем, что Армянское нагорье, частью которого является Армения, является одним из сейсмоактивных регионов. Сразу при входе в витрине вы увидите образец артикского туфа. Извержение лав, богатых газами, сопровождается взрывами и выбросами обломков пород, капель жидкой лавы и пепла на большие расстояния. Там, где они оседают и уплотняются, образуется вулканический туф – пирокластическая порода, состоящая из различных обломков пород и минералов.
Кстати, туф не всегда имеет вулканическое происхождение. В этом же зале вы найдите фрагмент известкового туфа, поросшего мхом. Он привезен из Крыма.
Выветривание бывает нескольких видов – химическое и физическое. Второе представлено небольшим кусочком горной породы с вершины Малого Арарата, на нем отпечатан след от удара молнией. Так, на поверхности твердых пород удар молнии оставляет отверстие, окруженное расплавленной стекловатой массой. Экспозицию дополняют вулканический туф с Камчатки, «каменный букет» из Йеллостоунского парка (США): они получаются, когда посторонние предметы попадают в гейзер, быстро покрываются корочкой кремнистого туфа-гейзерита.
Хранится здесь и большой армянский обсидиан – вулканическое стекло. Место его происхождения не уточнено. Вспоминая, как может блестеть в снегах Чаренцавана этот довольно внушительный «коготь сатаны», очень любимый ремесленниками и ювелирами, мы с любопытством рассматриваем на нем длинные сколы, они, конечно, если прикоснемся, могут сильно порезать. Не зря армяне издревна использовали обсидиан не только для скребков, утвари, но и наконечников копий, другого колюще-режущего оружия.
В музее также хранится более красочный обсидиан: он похож на темно-коричневого в черных пятнах морского зверя – на такую фантазию наводит его круглая, обтекаемая форма. А найден он в одном из районов Еревана.
Итак, мы идем дальше и в следующем зале видим фигуру вулканолога, а также сейсмограф, который позволяет определить и зарегистрировать землетрясения. Трагедия 7 декабря 1988 года фиксирована в музее «зеркалом скольжения» из зоны разлома, проходящей через глинобитную стену дома.
Что же такое «зеркало скольжения»? Это гладкая, отполированная и бороздчатая поверхность горных пород, возникшая при трении тектонических блоков, скользящих вдоль плоскости разлома при разрывных нарушениях. Вот такое небольшое свидетельство огромного горя, и на нашу душу экспонат действует как небольшой кусок блокадного хлеба – 125 грамм в день.
Река Дзорагет, протекающая по северной части Армении, по северо-западу Лорийской области, является одной из наиболее подходящих для сплава на катамаранах рекой. Мы можем увидеть среднего размера «замок складки» – в хлоритово-глинистом-известковом метаморфическом сланце. Замок – это участок перегиба или перехода одного крыла складки в другое.
Перед тем, как представить вам нашу фотогалерею, мы остановимся у образца перлита, привезенного в Москву с самой высокой горы современной Армении – Арагац (4090 м). Это вулканическое стекло насыщено водой с включениями обсидиана. Если бы мы захотели ввести аналогию из животного мира, то обсидиан и перлит также взаимосвязаны, как гусеница и бабочка. Во время быстрого охлаждения (закалки) лавы формируется обсидиан. Потом на него действуют грунтовые воды, после гидратации «выпархивает» перлит. Воды в нем должно быть не меньше 1 %. Перлит может иметь чёрную, зелёную, красно-бурую, коричневую, белую окраску различных тонов. Этот серый, и выглядел простовато, как обычный придорожный камень, если бы не потеки обсидиана причудливой формы.
Сам академик Владимир Иванович Вернадский приложил большие усилия для формирования музейной коллекции. О музее, который носит его имя, он говорил: «Из «учебного кабинета» для преподавания он по существу превратился в исследовательский институт».