Как армянин-иконописец Богдан Салтанов в Коломенском дворец расписывал
В Коломенском сполна погружаешься в историю, вдобавок сочетая это с приятной прогулкой по красивейшему музею-заповеднику. Расположенное там Дьяково городище — древнейшее известное поселение на территории современной Москвы.
В I тысячелетии до нашей эры на берегах Москвы-реки и ее притоков, в районе будущих сел Дьяково и Коломенское, возникали многочисленные неукрепленные «селища» финно-угорского племени.
Село Дьяково (Дьяковское) упоминается в 1401 году уже как существующее. Первое упоминание о нем находим в духовной грамоте князя Владимира Андреевича, двоюродного брата Дмитрия Донского.
Находившееся на дороге из Москвы в Коломну село Коломенское было основано, по преданию, бежавшими от Батыя жителями города Коломны. Первое письменное упоминание относится к 1336 году, встречается оно в духовной грамоте Ивана Калиты. Изначально Коломенское было вотчиной московских великих князей, а затем и царей.
Можно сказать, что «все дороги» заповедника ведут к церкви Вознесения Господня. Белоснежная каменная шатровая церковь, расположившаяся на правом берегу Москвы-реки, была возведена в 1528–1532 годах. Легенда связывает ее строительство с рождением наследника Василия III — будущего царя Ивана IV Грозного. В 1994 года памятник был включен в Список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.
От церкви Вознесения Господня поверх пышной кроны деревьев виднеется купол церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове. Одна из дорог, ведущих к ней, проходит через Голосов овраг. (С севера село Дьяково было отгорожено от села Коломенское Голосовым оврагом.) Наиболее распространенная гипотеза связывает возведение храма с венчанием на царство Ивана IV зимой 1547 года.
Коломенское выделяется соседством эпох. Здесь памятники и XVII века (Казанская Церковь), и XVIII (Домик Петра I), и XIX (Дворцовый павильон 1825 года). Во второй половине XVII века в селе Коломенское возводится деревянный дворец. Называемый современниками восьмым чудом света, Дворец царя Алексея Михайловича своей удивительной красотой и богатством неизменно вызывал восхищение иностранных послов.
Коломенский дворец царя Алексея Михайловича исследователи считают вершиной русского деревянного зодчества. Он представлял собой деревянное строение, состоящее из множества теремов и палат, соединенных сенями и переходами. Такой тип постройки назывался хоромами или хоромным строением.
В 1667–1668 годах велось украшение дворца резьбой бригадой, которая ранее трудилась в Новом Иерусалиме у патриарха Никона. В мае 1669 года из-за границы были доставлены краски и сусальное золото для отделки дворца, а также расписана зеленью чешуйчатая кровля; в июне началась роспись внутренних помещений — росписью руководили иконописец Симон Ушаков и выписанный из Персии армянин Богдан Салтанов. Расписывали стены и подволоки (потолки) по грунтованным холстам.
О Богдане Салтанове Армянский музей Москвы рассказывал в одной из своих ранних статей: как он прибыл из Персии в Москву, как стал главным мастером Оружейной палаты, а самое главное — как стал придворным художником при дворе Алексея Михайловича.
Богдан Салтанов в селе Коломенском в государевых хоромах «у стенного письма работал два года», получая десять рублей в месяц.
Все мастера и подмастерья Оружейной палаты под началом Симона Ушакова и Богдана Салтанова украшали стены коломенского дворца аллегориями на темы времен года, движения светил и звезд. Стены оживляли гербы, цветы и травный орнамент в сочетании с причудливой позолоченной резьбой. Салтанов умело расписывал мебель в царевых покоях, вписав в интерьер и причудливые люстры из меди и олова, именуемые паникадилами. Все они были с позолотой при шести шанданах-подсвечниках.
Помимо огромных стенных росписей маслом, Салтанов лично расписывал подволоки, то есть потолки, по грунтованным холстам в хоромах царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной, второй жены Алексея Михайловича. А для их сына, царевича Петра, ладил игрушки.
В архивах Оружейной палаты сохранилась запись о том, что 25 июля 1670 года, в разгар работы в Коломенском, к Салтанову пришел в ученики Матвей Федосев Богданов, а чуть позже и «Савка арап».
Устав отбивать ноги по дороге в Коломенское, Салтанов за 10 рублей купил себе лошадь. Так он мог уже чуть свет браться за кисть и резец. Его усердие не осталось незамеченным. Алексей Михайлович пожаловал ему кафтан добротного сукна на беличьем меху с бобровой опушкой и серебряными нашивками, не поскупившись на серебряный ковш с дарственной надписью.
***
После переноса столицы, а с ней и царского двора в Санкт-Петербург в начале XVIII века дворец Алексея Михайловича покинула былая слава: он стоял заброшенным и редко посещался. При Екатерине II обветшавший дворец был разобран.
Спустя века, в 2010 году, дворец царя Алексея Михайловича снова предстал во всей своей красе. Он был тщательно воссоздан.
Нынешнее строение представляет собой макет дворца в натуральную величину. Фасады и планировка помещений реконструированного дворца точно совпадают с оригинальной. Отделка помещений и росписи выполнены по богатым архивным материалам и, хотя не являются столь точными, близки к оригинальной стилистике. Изменилось место расположения дворца. Если раньше он стоял на берегу Москвы-реки по соседству с церковью Вознесения Господня, то сегодня по ту сторону Голосова оврага, на территории бывшей деревни Дьяково (ко дворцу ближе подойти от станции метро Каширская).
Источники:
1. Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник ǁ mgomz.ru.
2. Марина и Гамлет Мирзояны. АРМЯНИН БОГДАН САЛТАНОВ, ИКОНОПИСЕЦ И ХРАНИТЕЛЬ ОРУЖЕЙНОЙ ПАЛАТЫ РОССИИ ǁ noev-kovcheg.ru.