Почему Артавазд Пелешян не показал в ленте "Мы" шашлычников и пограничников?

Почему Артавазд Пелешян не показал в ленте "Мы" шашлычников и пограничников?

Не так давно кто-то из журналистов рассказал мне, что на одной творческой встрече Артавазду Ашотовичу Пелешяну задавали такие вопросы, что он прервал не диалог с залом - а разрозненные монологи. Он Гений, живущий среди нас, и здесь нет преувеличения. Он великий мастер, чье визуальное искусство, драматичное, экспрессивное, лиричное и нежное - об армянах, Армении и натурфилософии мира, слышат его почитатели во многих странах. 

В феврале мастер отметил свое 80-летие. Артавазд Ашотович - творец преимущественно замкнутый, интровертированный, любящий уединение. Но продолжающий мучительно и напряженно размышлять о судьбе армянского народа, о киноискусстве. Самого тщательного изучения требует его учение "Дистанционный монтаж, или теория дистанции". В этом киноведческом трактате Артавазд Пелешян рассказывает о том, какие задачи ставил перед съемочной группой, работая над документальной лентой "Мы" ("Менк"). 

Почему же Пелешян не показал армянских шашлычников, водопроводчиков и пограничников? Вот его ответ. 

IMG_3306.JPG

"Мне, например, говорили, что для передачи национальной специфики было бы хорошо дать побольше красочных быто­вых деталей. По-видимому, имелись в виду такие детали, как своеобразное приготовление шашлыка, игра в нарды и т. д. и т. п. Но при трезвом рассмотрении легко обнаружить, что по­добные экзотические детали не отвечают моей задаче, ибо представляют собой поверхностное, несущественное проявле­ние национального своеобразия. Эти экзотические частности не могут быть возведены в ранг подлинной национальной тради­ции, которая определяется внутренним разумом.

Мне был задан вопрос: почему в фильме не показаны по­граничники? На это  я отвечаю:  в  моем фильме нет пограничников, нет водопроводчиков, нет людей многих других важных профессий.  Для  меня  важно  показать  человека-созидателя,  а не перечислять его профессии.

Меня упрекали также в том, что я чрезмерно акцентирую напоминание о резне армян турками. Что на это ответить? Недавно я узнал, что один из членов жюри фестиваля в Оберхаузене спросил у советских коллег: что за эпизод истории по­казан в архивных кадрах фильма «Мы». Ему объяснили, что в 1915 году, когда вся Европа была охвачена войной, в Армении произошла резня, унесшая полтора-два миллиона человеческих жизней. Он не знал об этом факте и был поражен цифрой: «Вы не ошиблись? Может быть, двадцать тысяч? Два миллио­на? Но ведь это же половина Освенцима!» Именно так! Когда я напоминаю об этом, я не стремлюсь направить чувства зри­теля на сам факт. Я здесь стремлюсь подчеркнуть ужас империалистических войн, заставляющих один народ убивать другой. Архивный материал, вошедший в фильм, включает в себя и французскую, и немецкую, и английскую хронику войны. Тем самым я и хочу выразить мысль о недопустимости любой на­циональной вражды, любого геноцида. Честь нации — не в из­биении других наций. Это относится ко всем народам. И когда фильм показывает возвращение армян на родину, то эти кадры говорят о недопустимости мировых войн, отрывающих людей от их земли, от их сограждан. Эти кадры говорят об обновле­нии нации, о становлении современных свойств национального духа, развившихся в ходе социальных катаклизмов и революци­онных процессов двадцатого века". 

Армянский музей Москвы еще раз настоятельно советует вам не только увидеть, но и услышать Артавазда Ашотовича Пелешяна. 

Встреча с кинорежиссером пройдет в кинотеатре "Москва" 12 апреля в 19.00

ИСТОЧНИК: kinovoid.com

заглавное фото visitgyumri.com

Почему Артавазд Пелешян не показал в ленте "Мы" шашлычников и пограничников?