Саркис Булгадарян: «Ты рассказал миру про наш маленький мир»
В дни, когда армяне отмечали двухлетие начала Апрельской войны в Арцахе (Нагорном Карабахе), в Армянском музее Москвы прошла лекция Сергея Новикова, посвященная прифронтовой зоне. Речь шла о посещении сел Талиш, Матагис, Тонашен.
Сергей Новиков, известный российский путешественник, журналист, этнограф, вспоминал о пребывании в Арцахе за несколько месяцев до Апрельской войны. На лекции он говорил о семье Саркиса Булдагаряна из села Талиш, на жителей которого было зверское нападение в апреле 2016 года со стороны азербайджанских диверсантов. Во время встречи с посетителями лектория Армянского музея Москвы Сергей высказал свое опасение по поводу судьбы семьи Саркиса, так как по итогам четырёхдневной войны в апреле 2016 года азербайджанские позиции приблизились к Талишу почти вплотную, и селение опустело.
Мы еще раз процитируем фрагмент путевого очерка:
"Селения Матагис, Тонашен и Талыш – не только глухие края, но и военная зона в концентрированном виде. Военных здесь в разы больше, чем местных жителей, а самые заметные ориентиры - блок-посты с армянскими мужскими именами и цифрами в названиях. Почти такой же, по крайней мере внешне, мне представляется горная Чечня спустя года три после начала второй кампании.
Самым дальним населённым пунктом на севере НКР стало село Талиш. До Степанакерта оттуда 90 с лишним километров, по меркам Карабаха - край света. Дряхлый автобус-«алабаш», помнящий Гейдара Алиева ещё как советского руководителя, преодолевает это расстояние за два с половиной часа. А до армянской передовой от окраин Талиша не более трёх километров. Такая вот география, ничего удивительного.
В селе меня уже ждали. Саркис подбросил поленьев в самодельную железную печку, его жена накрыла на стол, а их дети с робким любопытством разглядывали гостя. Я уже догадывался, что скоро на огонёк заглянут соседи и потечёт беседа на чудной смеси русского с армянским. Что здесь, на рукотворном краю света, я почувствую редкое умиротворение, почти не навещающее в больших городах. Спокойствие вопреки специфическому положению этого края.
Да, кажется, тут моё сознание ассимилировалось. И я не видел никакого смысла этому сопротивляться.
Я сразу вспомнил Саркиса и его слова за столом после моего «покорения» Орека:
- В армии после срочной меня на контракт стали звать. Говорили: ты же разведчик, все тропы тут знаешь, как линии на ладони. А я им: нет, не пойду, хватит. Сейчас, говорю, для меня самое главное – когда моя маленькая дочь спит рядом и ничего не боится. Ну её к чёрту, эту войну.
Пересматривая апрельские репортажи из Карабаха, я увидел своего карабахского тёзку на одном снимке. Измождённый бессонными ночами, он возвращался с передовой в старом бушлате с «калашниковым» на плече.
- Главное, чтобы дети спали в родном доме и не вскакивали по ночам от страха. А у меня их пятеро – четыре дочки и сын. Понимаешь, Сергей, о чём я?
Эх, Саркис! Ты так не хотел войны. Никто не хотел, а она взяла и явилась на порог. Теперь твоя семья в эвакуации, а ты спишь в блиндаже с автоматом в изголовье. Как не понять, почему на том фото такая тоска в глазах?"
Через некоторое время Саркис Булгадарян прочитал очерк Сергея «Фронт за околицей» и решил написать Сергею.
В том маленьком письме Саркиса из Арцаха Сергею, который сейчас путешествует по дорогам Лаоса, было несколько фраз, но каких теплых!
«Рад, что нашёл тебя. Мы живы-здоровы. Живём по-прежнему в Карабахе, но не в Талише. В 25 километрах от села есть старый госпиталь Алашан, нас поселили там. Да, у меня пополнение в семье: родился шестой ребёнок, сын! Назвали Тиграном. Статью твою недавно читал в "Новости НК" (перепечатка с сайта Армянского музея Москвы- прим. ). Ты там так красиво и правдиво всё описал, что я в изумлении. Хочу сказать спасибо, что ты рассказал миру про наш маленький мир".
Как выглядел этот мир после вторжения азербайджанских формирований, вы можете увидеть в кадрах, снятых Виктором Коноплевым по горячим следам, в апреле 2016 года.
Село было значительно реконструировано, уже стартует второй этап строительства жилых домов.
В марте в селе Талиш были сданы в эксплуатацию первые 17 жилых домов, завершено строительство зданий общинного центра и зала торжеств.