Редакция

Отечественная фантастика: от Мариэтты Шагинян до Эдуарда Геворкяна

Редакция
Отечественная фантастика: от Мариэтты Шагинян до Эдуарда Геворкяна

— Нет, я даже не надеюсь, что вы поверите мне. Примите мой рассказ за ложь или… за пророчество. Считайте, что я видел это во сне, у себя в лаборатории. Представьте себе, что я раздумывал о грядущих судьбах человечества и придумал эту сказку. Отнеситесь к моим уверениям в ее достоверности как к простой уловке, к желанию придать ей побольше интереса. Но, относясь ко всему этому как к выдумке, что вы скажете?

Герберт Уэллс. «Машина времени»

Отечественная фантастика условно пережила четыре «волны» развития.

Иллюстрация к роману Мариэтты Шагинян «Месс-менд, или Янки в Петрограде» (1924)

«Первая волна» датируется 1920–1930-ми годами. Наиболее характерными ее чертами являются «научность» и «классовость». Характернейшее произведение социальной фантастики 20-х годов — цикл романов «Месс-Менд» Мариэтты Шагинян, где вдохновленные победой Октябрьской революции в России, американские рабочие создают тайный пролетарский союз «Менд-Месс», чтобы построить в Америке социализм. Наиболее характерный и самый заметный «научный» автор этого периода — прозванный «русским Жюлем Верном» Александр Беляев («Голова профессора Доуэля», «Человек-амфибия»).

«Вторая волна». В 1940–1950-х годах был сформулирован принцип «ближнего прицела» в рамках концепции «реальной фантастики». Согласно ему, фантастам не следовало отрываться от тогдашней реальности больше, чем на одну пятилетку. Писать рекомендовалось о новых изобретениях, полезных в народном хозяйстве — например, радиоуправляемых тракторах. Лучше всего этот период характеризует творчество Владимира Немцова («Счастливая звезда», «Последний полустанок»).

С приходом «третьей волны» началась история современной русскоязычной фантастики. Вышедший в 1957 году роман Ивана Ефремова «Туманность Андромеды» пошел наперекор всем принципам фантастики «ближнего прицела» и вдохновил целую новую плеяду авторов, среди которых были братья Стругацкие и многие другие писатели-фантасты. Несколько позже в «третью волну» влился Кир Булычев.

Эдуард Геворкян

«Четвертая волна» — устоявшееся название целого поколения отечественных авторов-фантастов, начинавших писать в 1960–1980-х годах, но в советское время крайне мало издававшихся. Обычно этот термин ассоциируется с кругом участников «Малеевских» и «Дубултинских» всесоюзных «съездов», а также Московского, Ленинградского, Симферопольского семинаров при Союзах писателей.

Одна из характерных черт «четвертой волны» (сам термин принадлежит братьям Стругацким) — это установка на высокий литературный уровень текстов. Готовность словом доказать, что фантастика ни в чем не уступает литературе «основного потока», а кое в чем ее и превосходит.

Как сказал один из лидеров «четвертой волны» Владимир Покровский, «…каждый из нас в душе хотел сделать фантастику литературой». И еще: «…мы пытались самим искренним образом делать именно литературу».

Происходило смещение фокуса с фантастических идей и миров на их обитателей. В центре внимания «четвертой волны» оказался человек — его психология и поведение в необычных обстоятельствах, взаимодействие человека и общества.

Среди лидеров «четвертой волны» — прозаик, критик, публицист и журналист Эдуард Геворкян. Он родился в поселке Харанор Читинской области; окончил физический факультет Ереванского университета и филологический факультет МГУ. Работал в НИИ лингвистом, на филологическом факультете МГУ, в редакции журнала «Наука и религия», редактором в издательствах; заместителем главного редактора профессионального журнала фантастики «Если» (с 2000 года — Координатор Творческого Совета журнала); один из учредителей московской литературно-философской группы «Бастион».

Дебют Эдуарда Геворкяна в печати — фантастический рассказ «Разговор на берегу» (1973). Автор получивших широкую известность повести «Правила игры без правил» (1983; 1990), романов «Времена негодяев» (1995) и «Темная гора» (1999). Лауреат приза «Великое Кольцо» (1983; за повесть «Правила игры без правил»), премий «Бронзовая улитка» (1996 — за роман «Времена негодяев»; 1997 — за эссе «Бойцы терракотовой гвардии»), «Странник» (1997 — за эссе «Бойцы терракотовой гвардии»); премии критиков «Филигрань» (2000 — за роман «Темная гора»). Эдуард Геворкян награжден медалью им. Ф.М. Достоевского, медалью им. Н.В. Гоголя и орденом им. Г.Р. Державина.

Как критик и публицист Эдуард Геворкян активно выступает в печати с конца 1970-х годов. Автор статей и эссе об антиутопии, о судьбах и перспективах современной российской научной фантастики, послесловий и предисловий к книгам фантастов, книжных обзоров, рецензий на книжные новинки (часто под псевдонимами). В этом ряду выделяется начатая с 2000 года в журнале «Если» серия диалогов с ведущими российскими фантастами, критиками и деятелями фэндома об актуальных проблемах этого вида литературы под общим названием «Консилиум».

Редактор отдела социальных проблем газеты «Невское время» Павел Виноградов в своей статье «Российская фантастика на пути к возрождению» назвал Эдуарда Геворкяна «живым классиком» российской фантастики.

Использованная литература:

1. Сергей Бережной. RU.SF.NEWS FAQ ǁ lib.ru.

2. Сергей ШИКАРЕВ. Высокие волны, тихие заводи ǁ magazines.russ.ru.

3. Эдуард Геворкян ǁ fantlab.ru.

Отечественная фантастика: от Мариэтты Шагинян до Эдуарда Геворкяна