О годах учебы Ивана Тургенева, прошедших в Армянском переулке
В письме от 22 января 1853 года Иван Тургенев пишет своему другу Сергею Аксакову: «Вчера получил я первый номер „Москвитянина“, любезный и почтенный Сергей Тимофеевич, и вчера же прочел Вашу биографию Загоскина. <…> Особенно поразило меня то место, где Вы говорите, что, читая Загоскина, „чувство народности незаметно поднимается со дна души“. Это совершенно верно. <…> что же касается до „Милоcлавского“ (название повести А. Загоскина. — Прим.) — то я знал его наизусть; помнится, я находился в пансионе в Москве в 31-м году (мне был 12-й год) — и нам по вечерам надзиратель наш рассказывал содержание „Ю<рия> М<илославского>“. Невозможно изобразить Вам то поглощающее и поглощенное внимание, с которым мы все слушали; я однажды вскочил и бросился бить одного мальчика, который заговорил было посреди рассказа. Кирша, земский ярыжка, Омляш, боярин Шалонский — все эти лица были чуть не родными всему нашему поколению — и я до сих пор помню все малейшие подробности романа».
Так Иван Сергеевич вспоминал свою учебу в пансионе при Лазаревском институте восточных языков, располагавшемся в Армянском переулке. Не раз писатель возвращался мыслями в ту пору своей жизни, когда на уроках истории и словесности ему доводилось переживать сильные впечатления, об одном из которых он рассказал в письме Аксакову.
До девяти лет Иван Тургенев жил в имении своей матери Спасское-Лутовиново в десяти километрах от Мценска Орловской губернии. В 1822 году семья Тургеневых совершила путешествие в Европу, а в 1827-м переехала из родового имения в Москву. Родители хотели дать детям хорошее образование. Ивана и его брата отдали учиться в частный пансион Вейденгаммера. Позднее, в 1829-м, было решено отдать братьев в «армянскую господ Лазаревых гимназию», вернее, в дворянский пансион при ней.
В то время директором Лазаревского института был Иван Фёдорович Краузе, который и открыл при нем пансион для дворян. Братья Тургеневы были вверены его заботам. Краузе занимался с ними английским языком и другими предметами.
Из учителей своих Тургенев с благодарностью вспоминал о довольно известном в свое время филологе, исследователе «Слова о Полку Игореве» Д.Н. Дубенском, учителе математики П.Н. Погорельском и молодом студенте И.П. Клюшникове, позднее видном члене кружка Станкевича и Белинского, писавшем вдумчивые стихотворения под псевдонимом — Θ.
Пансионеры жили отдельно от лазаревских воспитанников, но на уроках и в часы досуга они общались. Юный Иван Тургенев сблизился с Семеном Давыдовичем Абамелеком, который спустя десятилетия станет почетным попечителем института и будет носить фамилию Абамелек-Лазарев.
Семен Давыдович, вспоминая годы юности и дружбу с Тургеневым, отмечал, что они встречались и в зрелом возрасте в Москве и Санкт-Петербурге. Он также помнил, где в доме находилась тургеневская комната, и нередко рассказывал забавные истории из ученической жизни.
В 1833 году в возрасте 15 лет Иван Тургенев поступил на словесный факультет Московского университета. В то же время здесь учились Александр Герцен и Виссарион Белинский.
Использованная литература:
Амирханян А.Т. Армянский переулок, 2. — Москва : Московский рабочий, 1989. — (Биография московского дома).