На Молдавию Михаила Антоняна "подсадил" сам Эмиль Лотяну

На Молдавию Михаила Антоняна "подсадил" сам Эмиль Лотяну
Эмиль Лотяну и Светлана Тома. Фото www.mk.ru.

Эмиль Лотяну и Светлана Тома. Фото www.mk.ru.

История страстной любви и противоборства, написанная Максимом Горьким и экранизированная режиссером Эмилем Лотяну, вышла в 1976 году. Эмиль Владимирович снимал эту культовую ленту три года – для этого он в 1973-ом приезжает на "Мосфильм". 
По актерскому составу фильм, безусловно, стал ансамблевым. Не смотря на то, что в сердцевину сюжета была положена напряженная, чувственная игра Светланы Томы и Григоре Григориу.

Встреча в 1966 году с Лотяну перевернула жизнь семнадцатилетней Светланы Фомичевой, она после окончания школы готовилась к поступлению на юридический факультет.

Девушка приехала из деревни в Кишинев, и здесь, на автобусной остановке, ее и приметил актер, который собирался сниматься в фильме Эмиля Лотяну «Красные поляны»: он подыскивал подходящую девушку, которая могла бы сыграть его дочь. Позже Светлана дала Эмилю свой номер телефона, а на пробах продекламировала «Наша Таня громко плачет» и была утверждена на роль Иоанны в картине «Красные поляны». Лотяну предложил ей взять псевдоним, посчитав фамилию девушки неподходящей для будущей звезды. В титрах к «Красным полянам» появилась Светлана Тома (фамилия прабабушки-француженки). 

ТАБОР УХОДИТ В НЕБО.jpg


Отец Светланы не поддержал ее влюбленность в кинематограф. А Эмиль, как мы видим, нарушил свое обещание и не вернул Светлану отцу. «Табор» - это уже пятая совместная работа режиссера и актрисы.

locals-md.ams3.digitaloceanspaces.com

locals-md.ams3.digitaloceanspaces.com

С момента дебюта проходит 7 лет, и Светлана Тома, войдя в зрелую женскую красоту, снимается в роли цыганки Рады. Как рассказывали очевидцы, Лотяну в работе был жесток, и здесь он гонял своих актеров нещадно: заставлял всех вставать в пять утра и работать до семи вечера, и все это — в невыносимую жару, в Карпатах, где степь пропитана сухой пылью, а вокруг кочуют настоящие цыгане…
Сцена танца в степи получилась невероятно страстная и чувственная. Для этого Светлане и Григориу пришлось танцевать босиком на горячем жестяном листе. 

ТАБОР.jpg

Сценарий к фильму написал сам режиссер, оператором ленты стал Сергей Вронский, композитором Евгений Дога, которому пришлось кочевать с цыганами, чтобы передать этот дух в музыке. 

В команду также приглашены три художника. Так на съемочной площадке оказывается ереванский театральный художник Михаил Антонян. Михаилу Липаритовичу в ту пору было уже под 40, он уже  15 лет проработал на телевидении в Ереване и в Русском театре им. Станиславского. В 1972 году он окончил театрально-художественный институт, а через год работал художником на ленте «Хаос» на «Арменфильме». 
Мы не знаем, как произошло знакомство Михаила Антоняна с Лотяну, и сразу ли он примкнул к художнику-постановщику Феликсу Ясюкевичу и Альберту Рудаченко. Возможно, это прояснят наши читатели-киноманы. 
Когда начались съемки «Табора», Антонян работает на картине «Человек из Олимпа» (1974) у Дмитрия Кесаянца и через год уходит к Арману Манаряну на ленту «Вода наша насущная». Параллельно он трудится у режиссера Агаси Бабаяна над созданием картины «Место под солнцем».  

Очевидно, что как кинохудожник Михаил Антонян в эти годы очень востребован. Предполагаем, что творческая встреча с Эмилем Лотяну во многом изменила его биографию. 

Итак, армянина приглашают создавать киноленту с молдавской цыганской поэтикой. Если включить воображение, то можно подумать о том, что Лотяну зовет армянского художника потому, что уже в 1964 прогремела лента Сергея Параджанова «Тени забытых предков…», в которой смешалась армянская мистерия и украинская психоделика. И одаренный армянин на картине явно не помешает.

Даже название своего фильма «Табор уходит в небо…» чем-то похоже на название фильма Параджанова. Так или иначе после «Табора…» Михаил Липаритович уезжает в Молдавию. Здесь он работает над созданием трех фильмов: «Не верь крику ночной птицы» (реж. Якоб Бургиу), «Фаворит» (реж. Василе Брескану), «Корень жизни» (Николай Гибу) - и все это в один 1976 год на киностудии «Молдовафильм». То есть  Лотяну, подсадивший Антоняна на Молдавию, снимает свои шедевры «Мой ласковый и нежный зверь» и фильм «Анна Павлова» на «Мосфильме», а Михаил Липаритович в это время живет в Кишиневе. 

Михаил Антонян работал над созданием картины "Корень жизни" с режиссером Николаем Гибу. В ролях: Клара Лучко, Михай Волонтир, Светлана Тома. 

Михаил Антонян работал над созданием картины "Корень жизни" с режиссером Николаем Гибу. В ролях: Клара Лучко, Михай Волонтир, Светлана Тома. 


Впрочем, в Ереван художник возвращается уже в 1977, на картину «Солдат и слон». Впереди и его шедевры: «Голубой лев», «Гикор», «Товарищ Панджуни». 
Сегодня у замечательного художника Михаила Антоняна день рождения. Армянский музей сердечно поздравляет Михаила Липаритовича и благодарит за ту радость, что он подарил всем нам. 

На Молдавию Михаила Антоняна "подсадил" сам Эмиль Лотяну