Антиармянские погромы на фейсбуке повысят рейтинги армянских медиа

Антиармянские погромы на фейсбуке повысят рейтинги армянских медиа

Текущая неделя характеризуется антиармянскими погромами на фейсбуке. Формально за употребление слова «азеры» в старых постах 2-3 годичной давности выводят «тяжеловесов» армянской русскоязычной блогесферы. И не только лидеров, под шумок блокируют и просто армян, не участвующих и не употребляющих.

Результаты будут неоднозначными.

Еще полгода назад в статье «Проигрывают ли армяне информационную войну?» я писала, что инфовойну они проигрывают в федеральных российских СМИ, что недавно еще раз доказали проплаченные публикации о Сумгаите и Баку в нескольких медиа. Тем не менее, консолидация армянских и проармянских сил после 2 апреля 2016 года стала весьма ощутимой в блогосфере. Напрасно мы считали блоги низшим жанром.  За эти годы ряду известных лидеров международного уровня удалось «прокачать» тему Арцаха, снимать документальные ленты, размещать фотоотчеты о посещении независимой республики.

Наступил момент равновесия, когда армяне считали, что сил приложено недостаточно и издержки слишком ощутимы, также азербайджанцы говорили о том, что армяне в русскоязычном поле выглядят наиболее убедительно. Наши оппоненты называли и сайт Армянского музея Москвы как пример успешного ресурса.

Что мы имеем на текущий момент?

Как нам дали понять, слово «азер» приравнивается к «нигеру»  и «хохлу». То есть сами азербайджанцы против, что армяне и русские называли их «азерами».  В случае с «хохлами» и «нигерами» отрицательная коннатация получилась по причине метонимии, которая основана на сопредельных, близких связях предметов (наций) и явлений. Гладко бритая голова и длинный чуб-хохол (его еще называли оселедцем) были характерной и оригинальной приметой запорожского казака.Как пишут этнографы, слово «чуб», как считают некоторые исследователи, произошло от персидского «чоб» — гроздь, кисть, пучок. Интересно, что у персов слово «казак» переводилось, как «хохол». У воинственных готов длинный чуб означал посвящение богу Одину (готское «хох оол» - сын неба). В Киевской Руси такой чуб мог означать принадлежность к знатному роду. 

 

То есть получается парадоксальная ситуация: то, что когда-то было отличием, становится в наши дни признаком оскорбления. Возможно, потому что сама традиция эта изрядно маргинализовалась. Возможно, со временем фейсбук запретит слово «кастрюля» или вообще «голова». Тем не менее, как ни называйся, притяжение между представителями двух славянских народов будет всегда. Абсурд вышел за свои пределы, и на фейсбуке все чаще стали раздаваться голоса тех, кто считает, что то, что произошло с украинским народом – это наша общая трагедия. Так доказывается посыл статьи выдающегося российского историка Василия Шульгина «Украинский вопрос», где он пишет о польском изобретении «украинского» народа, которое перешло в пользование австрийцев и немцев. И о том, что Богдан Хмельницкий боролся за независимость русского народа. О его двух душах, вечно тянущихся друг к другу – северно-русской и южно-русской.

Однако, вернемся к нашим оппонентам. Этногенез армян и азербайджанцев диаметрально противоположен. Но притяжение существует еще в большей степени, потому что речь идет об исторических антиподах. То, что разогретое поле на фейсбуке сейчас пытаются залить огнетушителем, запрещая вполне нейтральное слово «азер» (но можно писать вполне прямые оскорбления в адрес армян), это большая имиджевая ошибка администрации этой соцсети. Потому что азеры – это все же отсыл к «азери». Усечение названия «азербайджанцы» произошло именно по тем причинам, что «азербайджанцы» говорить  слишком долго. Как мы видим, чем древнее этнос, тем короче он зовется. Армяне, персы, хетты, авары, эсты – в древности не произносили таких долгих слов, определяющих народы. В этом контексте «азеры» было вполне брендовым и легким, намекающим на их причастность к Антропатене (Западному Азербайджану) – исторической территории, у которой было позаимствована эта идентификация.

Опять же не ясно, что делать с теми пользователями фейсбука вполне азербайджанской национальности, у которых имя Азер. Разменяют ли их в этой войне или нет? Может, было бы справедливо называть их теперь Азербайджан Гасанов или Нурмагамедов? Если русским и армянам нельзя говорить «азер», почему им самим можно произносить это слово и называть так свои информационные ресурсы «Азертадж» - например: Азербайджанское государственное информационное агентство – пишется, что это достоверный источник информации. То есть «азер» - это кошерно.

Актриса Ирина Азер унаследовала свою фамилию от отчима, иранца. 

Актриса Ирина Азер унаследовала свою фамилию от отчима, иранца. 

И как нам поступить с очаровательной актрисой Ириной Азер?  Ирен Абдур-Резаевной Азер. К азербайджанскому народу она отношения не имеет. Как пишется в ее родословной, свою экзотичную фамилию она унаследовала от отчима Резу Азера, известного генерала, личного врага иранского шахиншаха Пехлеви. Как политический эмигрант, Реза Азер жил в Баку, в резиденции бывших богачей, и для своей обожаемой падчерицы выкопал перед домом роскошный бассейн. Вскоре семья опального генерала переехала в Москву, на улицу Песчаную, где Реза Азер преподавал в Московском институте востоковедения. Вернулся в Тегеран Азер только перед смертью. То есть «азер» - это еще и экзотично.

Все эти формальные уловки – лишь повод зачистить русскоязычное поле, где армяне, как мы видим, все-таки побеждали. Думается, произошло это также по другим причинам. Армяне стали целенаправленно формировать адекватное общественное мнение в русскоязычном секторе, обостряя остатки чувствительности русского человека к теме геноцида в Османской империи в 1915 году, когда Российская империя стала лишиться части своей территории, развалив Кавказский фронт в 1918 году. Также выходил значительный аналитический  контент, посвященный Сумгаитским погромам 1988 года, когда армяне и русские снова оказались вместе в очередном капкане. И еще наметилось объединение здравомыслящих азербайджанцев из числа оппозиции, проживающей за пределами Азербайджана и в самой стране, с армянскими активистами, что режиму Алиева это кажется опасным. 

Профиль на фейсбуке – это более чем частная собственность. Его уничтожение не приведет к тому, что, убив хозяина, как в Муше или Карсе, или Арменикенде Баку, можно поселиться в его квартире. Уничтожение профиля или сведение его содержания к нейтральному, приведет лишь к тому, что огромная часть азербайджанских юзеров, вооружившись лупой, пойдет повышать рейтинги армянских СМИ. Ну а пока азербайджанцы в виртуальном пространстве становятся чем-то вроде мельдония. Употреблять в малых дозах на фейсбуке их уже нельзя.

 

 

 

 

 

 

 

Антиармянские погромы на фейсбуке повысят рейтинги армянских медиа