«Убер-диаспора»: от сериалов к инвестициям
Армянский музей Москвы часто обращается к одной из актуальных тем - консолидации армянского Спюрка.
Убер-экономикой или «уберизацией» принято обозначать тренд, который уменьшает количество посредников между участниками рынка товаров и услуг. Uber – создатель одноименного сервиса заказа такси, чье имя впоследствии превратилось в нарицательное. В целом любое приложение или сайт, где встречаются «лицом к лицу» заказчик и исполнитель можно назвать «убер-сервисом». При чем тут армянская диаспора – спросите вы?
Для ответа мне придется использовать еще один англицизм – краудфандинг, обозначающий коллективное или народное финансирование проектов. (crowd от англ. – «толпа», funding – «финансирование»). Благодаря интернету и распространению краудфандинговых платформ процесс сбора средств максимально упростился, позволив авторам проектов находить поддержку практически в любой точке планеты. Уже в 2018 году мировой оборот краудфандинга с системой вознаграждений (Reward-based crowdfunding) по оценкам экспертов составит более 9 млрд. долларов. Но деньги – лишь часть этого явления.
Подобные сайты дают уникальную возможность простому пользователю интернета заявить на широкую аудиторию о своей идее. Что это может быть? Музыкальный альбом, общественная инициатива, мобильное приложение, фотовыставка, изделие ручной работы, книга и т.д. Конечный результат от реализации проекта часто становится вознаграждением для спонсора. Иными словами, писатель на средства читателей издает книгу, которую потом же им пересылает в качестве награды за поддержку, без наценок магазинов и прочих посредников. И так – почти с любой другой идеей. Именно награда, или если хотите – предзаказ продукта, отличает краудфандинговые сайты от обычных благотворительных сервисов, где получатель платежа не отправляет своему спонсору что-то взамен.
Платформы успешно работают не только на Западе, но и в постсоветском пространстве: в России, на Украине, в Белоруссии. В последней, кстати, живет чуть меньше 10 млн. человек, что сопоставимо с примерным числом армян в мире.
Вопрос: почему в армянстве, находящемся в перманентном поиске «эффективного» единства, нет подобной площадки? Не используя этот инструмент, мы де-факто оставляем без внимания и поддержки много интересных идей и соответственно – их авторов.
Вернемся снова в Белоруссию: за первые 20 месяцев существования сайта Ulej.by только физические лица собрали для своих проектов 200 000 долларов. Много это или мало – не важно. Важно то, что за этими цифрами стоят более 80 реализованных проектов: от кинофильмов и театральных постановок до различных мероприятий, книг и прочих товаров. Именно вклады простых белорусов, а не бюджетные средства, гранты или кредиты, сделали идеи их соотечественников реальностью.
Но стоит ли создавать отдельную армянскую платформу, когда есть известные западные площадки? Даже несложный анализ таких площадок показывает, что большинство крауд-кампаний из Армении не достигают своих финансовых целей. Их авторы в силу неопытности редко занимаются серьезным продвижением собственных проектов и, как следствие, остаются не замеченными аудиторией. В свою очередь западная публика неохотно спонсирует сугубо локальные проекты. Ей, в отличие от жителей Армении и диаспоры, вряд ли будут интересны реставрация пулпулаков, дебютный альбом джазмена из Гюмри или разработка приложения для изучения армянского языка. Исключение составляют проекты, изначально нацеленные на общемировой рынок и часто не имеющие внешних привязок к Армении. Один из таких ярких примеров – умный кошелек Volterman, собравший в прошлом году на Indiegogo.com свыше 1 млн. долларов, не считая последующих предпродаж изделия почти на такую же сумму.
Выходит, что авторам не глобальных идей и инициатив остается уповать в лучшем случае на грант какого-нибудь армянского фонда. Меценаты и их организации делают многомиллионные вливания в экономику республики, но они это делали еще до рождения интернета. С его появлением расстановка сил не изменилась: всемирная сеть используется основной частью диаспоры для чтения новостей об Армении, обсуждения ее истории и просмотра сериалов, но не как инвестиционный инструмент. Хотя большое число простых армян из разных уголков планеты хотят участвовать в судьбе своей исторической родины, но часто не знают как. А сотни активных и талантливых ребят в Армении «горят» новыми идеями, но не имеют ресурсов для их реализации. И чтобы собрать всех этих людей в одном месте, я занялся созданием краудфандинговой площадки Armstarter.com.
На сегодняшний день она практически готова. Любой желающий может сейчас зарегистрироваться на сайте и оформить собственный тестовый проект с помощью удобного многоязычного редактора. Для новичков написана подробная инструкция по оформлению и продвижению крауд-проекта. Интерфейс не просто полноценно поддерживает армянский, русский и английский, но позволяет авторам при желании писать названия и анонсы к проектам и их наградам на трех языках сразу. Информация соответственно будет отображаться на том языке, который выбрал для себя пользователь ресурса.
Но для запуска «Армстартера» нужна рабочая платежная система для проведения карточных платежей на сайте и мощное маркетинговое продвижение, чтобы заявить о площадке на весь армянский мир. В первом случае, мы как армянское юрлицо неожиданно получили от местных банков отказ в подключении, и он отчасти связан с тем, что Центробанк Армении пока не регулирует сферу краудфандинга, и отчасти с тем, что кредитные учреждения не хотят связываться с малознакомым клиентом с «диковинным» проектом. Хотя по неофициальной информации ЦБ РА уже работает над законопроектом о краудфандинге.
Международные платежные системы, в том числе и российские компании, нам тоже отказали, сославшись на армянское происхождения организации. Решение, не считая возможного пересмотра позиции армянских банков, видится в следующем: регистрация юрлица либо в России, либо на Западе, и подключение платежного модуля уже в юрисдикции нового государства. Для этого, как и для продвижения всего проекта, требуются сильные и серьезные партнеры, верящие в новые возможности армянства.
Финансовый вклад диаспоры традиционно представлен в виде деятельности благотворительных фондов и меценатов, и Armstarter.com позволит дополнить эту схему прежде не участвовавшими представителями спюрка, предлагая им инвестировать в республику даже по доллару. Взамен они могут получить уникальный бонус и, что еще важнее, стать сопричастными рождению нового проекта. По своему опыту скажу, что публичная благодарность от автора и осознание того, что с твоей помощью появляется интересный продукт или услуга очень сильно мотивирует. Рекомендую всем, кто не пробовал, примерить на себя роль спонсора крауд-проекта. Входной билет - не дороже и двух часов парковки в центре Москвы.
У нас уже есть предварительный список проектов, авторы которых находятся в ожидании старта платформы. Они уверены, что армянство и краудфандинг явления более чем совместимые. И практика это докажет, когда общими усилиями запустим Armstarter.com. А дальше – больше: в развитых странах уже популярны краудинвестинговые площадки, на которых инвесторы переводят деньги в обмен на будущую долю в акционерном капитале компании. Было бы здорово и нам иметь свои небольшие доли в предприятиях Армении и участвовать в развитии ее экономики! Звучит фантастично? Не думаю. Фантастикой является то, что мы в один клик можем чью-то мечту сделать реальностью и не делаем. Что для этого нужно – я описал выше. По всем вопросам и предложениям пишите на info@armstarter.com. Присоединяйтесь к «уберизации». Будет интересно!