Памятник майянисту Кнорозову и кошке Асе открыт в Мериде
Армянский музей Москвы уже сообщал о том, что памятник выдающемуся ученому-майянисту Юрию Кнорозову будет открыт в мексиканской Мериде. Мероприятие в рамках международной книжной ярмарки прошло вчера. Об этом сообщает специальной корреспондент ТАСС Иван Валюк.
Монумент находится у входа в конгресс-центр Siglo XXI рядом с Большим музеем мира майя, его автором стал мексиканский скульптор Рейнальдо Болио Суарес, известный под псевдонимом Пачелли.
На лицевой стороне стелы с высоким рельефом изображен в полный рост Кнорозов, держащий на руках кошку, а на тыловой — иероглифы майя. Общая высота монумента составляет порядка трех метров с учетом метрового постамента. Памятник сделан по мотивам черно-белой фотографии ученого, на которой он запечатлен с любимой кошкой Асей.
Один из краеведов Петербурга, v-murza.livejournal.com, навещая на Ковалевском кладбище могилы своих родных, вдруг увидел интересное захоронение.
О нем он и написал очерк «Человек и котэ. Памятник Юрию Кнорозову». Автор использовал фрагменты книги Галины Ершовой «Судьба, завидуй. Парадоксы Кнорозова».
Галина Гавриловна Ершова — ученица Кнорозова. Она присутствовала на открытии памятника в Мериде. Галина Гавриловна Ершова — историк, антрополог, эпиграфист. Доктор исторических наук, профессор. Руководитель учебно-научного Мезоамериканского центра им. Ю.В. Кнорозова, основатель Центра междисциплинарных исследований РГГУ.
Надгробный памятник ученому находится на краю кладбища среди толчеи типовых захоронений, чем-то напоминающей коммунальную квартиру. Кнорозов — лингвист, историк, этнограф, д.и.н. (1955), лауреат Государственной премии СССР (1977), кавалер ордена Ацтекского орла Мексики и Большой золотой медали Гватемалы. Круг его научных интересов был очень широк — от расшифровки древних систем письма до заселения Америки, археоастрономии, шаманизма, эволюции мозга и теории коллектива. Он скончался 30 марта 1999 г. возрасте 76 лет. в одиночестве в коридоре одной из городских больниц. Пять лет его могила зарастала травой, только в 2004 г. по инициативе С.М.Миронова, тогдашнего Председателя СФ, здесь был установлен памятник.
Автор проекта московский скульптор Николай Выборнов. Композиция выполнена в стиле архитектуры майя — платформа со стелой и алтарем из розоватого известняка.
По бокам стелы выполнена надпись иероглифами майя с датами рождения и смерти ученого. На реверсе стелы помещена копия рельефа из самого любимого Юрием Кнорозовым города майя — Паленке.
На аверсе стелы (фото в заголовке поста) барельеф Кнорозова с его любимой сиамской кошкой Асей, повторяющий фотографию, которую знают во всем мире.
Биография Юрия Кнорозова полна мистических событий, тяжелых испытаний и парадоксов, как, видимо, и полагается каждому гению.Среди его детских рисунков сохранилось изображение непонятного зверя с именем Танкас (что на языке майя означает Млечный путь), змеи со странным именем Поленка. Паленке — название развалин большого города майя в Мексике, где находятся самые важные майянские артефакты, в том числе, Храм надписей (Templo de las Inscripciones).Во время войны Кнорозову непонятно как попадают в руки оставленные немцами книги «Сообщение о делах в Юкатане» францисканского монаха XVI в. Диего де Ланды и «Кодексы майя» в гватемальской публикации братьев Вильякорта.
Согласно официальной версии, он их «спас из пламени горящей библиотеки в Берлине». Но он там не был и победу встретил под Москвой телефонистом полка резерва ставки главнокомандующего. Майянистикой он в ту пору не интересовался, увлекался историей цивилизаций Востока, лингвистикой и шаманскими практиками. Его дипломная работа в МГУ носила название «Мазар Шамун Наби. Среднеазиатская версия легенды о Самсоне». В аспирантуру ему путь был закрыт, поскольку «его родственники в войну находились на оккупированной территории».
В 1945 г. Кнорозову попалась на глаза статья немецкого ученого Пауля Шелльхаса «Дешифровка письма майя — неразрешимая проблема». Он оставляет шаманские практики, чтобы ответить на вызов Шелльхаса. В начале 50-х Кнорозов нашел ключи к древней письменности майя. Первая публикация о результатах дешифровки вышла в 1952 г. Успех молодого ученого позволил перейти ему на работу в Кунсткамеру — ленинградское отделение Института этнографии АН СССР.