Исторический ракурс в теме реконструкции мечети Говхар-аги в Шуши
Армянский музей Москвы продолжает тему восстановления мусульманских святынь в Нагорном Карабахе (Арцахе).
Культурно-историческая среда Шуши в своем роде уникальна. Она отличается близким соседством памятников армянской и мусульманской архитектуры. И те и другие сегодня находятся под охраной Управления по туризму и охране исторической среды Арцаха. В Шушинском районе 576 исторических памятников, из них 405 - в Шуши. Однако многие из них находятся в плохом состоянии не только из-за почтенного возраста, но из-за военных действий прошлого века.
В декабре 2016 г. Министерство экономики НКР и иранская компания Part Saman jahan Co. подписали контракт о реконструкции одного из характерных памятников мусульманской архитектуры 19-го века, так называемой Верхней мечети или Соборной мечети Говхар-аги в Шуши. Финансирование проекта взял на себя армянский фонд "Возрождение восточного исторического наследия".
Мечеть Говхар-аги построена в 1883-84 годах на месте снесенной тридцать пять лет до этого по неизвестным причинам мечети. Новая постройка отличалась от старой мечети архитектурно-планировочной схемой. Автор проекта, зодчий Кербалай Сэфи-хан Карабаги, развил в ней принципы, разработанные им ранее, в частности, в мечети в Агдаме, где также к прямоугольному молельному залу примыкают два минарета. Мечеть в Шуши была построена по велению дочери Ибрагим-хана Карабахского – Говхар-ага.
Зодчий Карабаги является автором полутора десятков квартальных мечетей в Шуши. Все они имеют похожую планировочную схему. Азербайджанский исследователь Шамиль Фатуллаев в своей монографии “Градостроительство и архитектура Азербайджана XIX-начала XX века” писал, что “вся шушинская архитектура строгая и мужественная. Здесь нет тонких профилей каменной архитектуры, резьбы и богатой орнаментации. Небольшие, но выразительные обьемы мечетей в мэхэлле (кварталах П.Д.) решены скупыми архитектурными средствами, гармонирующими с окружающей жилой застройкой, которая так же, как и общественные сооружения города, возведена на строгих принципах местных архитектурных приемов”.
Но как неоднократно отмечалось специалистами, образцы народной архитектуры мусульманской и армянской частей города разительно не отличаются друг от друга. И если посмотреть на планы мечетей, явно заметно их большое сходство с планами притворов армянских церквей. Прямоугольный интерьер разделен на три нефа двумя рядами восьмиугольных колонн, поддерживающих купола-ячейки перекрытия.
Работы по реставрации были начаты в марте прошлого года. Была очищена территория мечети и примыкающего к ней двухэтажного здания медресе, проведены археологические раскопки и геологические исследования. Составление проекта реконструкции осуществил известный иранский архитектор Саид Нахаванди.
Пока до конца не ясно, как будет использоваться исторический памятник. Но понятно одно – в отреставрированном виде он станет заметной городской достопримечательностью и привлекательных для туристов местом.
ПАВЕЛ ДЖАНГИРОВ