«Космическая одиссея» Стэнли Кубрика под музыку Арама Хачатуряна
1968 год стал важнейшей вехой в истории развития научно-фантастического жанра кинематографа. Тогда на экраны вышел фильм Стэнли Кубрика «2001 год: Космическая одиссея» (2001: A Space Odyssey) — масштабная панорама человеческой цивилизации, сплетение философии с антиутопией. Преодолевая время и пространство, Кубрик ставит зрителя перед теми вызовами, с которыми довелось столкнуться человеку за свою недолгую — в рамках всего мироздания — историю, во многом направляемую поисками основы всего сущего. Доводится и сегодня.
Со временем замысел этой эпической картины не перестает удивлять. Немецкий режиссер Том Тыквер, среди наиболее известных работ которого выделяются экранизация романа Патрика Зюскинда «Парфюмер. История одного убийцы» и научно-фантастическая драма «Облачный атлас», назвал фильм Кубрика великим сказанием: «Этот фильм определил канон научно-фантастического жанра, который остается с тех пор неизменным. В современном кино исследование космоса происходит по законам, придуманным Стэнли Кубриком. И вряд ли есть фильм, который выглядит правдоподобнее — невероятно, учитывая, что „Космической одиссее“ почти 50 лет. Это фильм доцифровой эпохи, полностью аналоговый, и, тем не менее, созданные для него визуальные эффекты остаются непревзойденными и не устаревают. Это научно-фантастическая лента, которая выходит за рамки жанра. Это великое сказание, в котором поднимаются основополагающие вопросы бытия».
Стэнли Кубрик предлагает начать путешествие с доисторических времен. Перед зрителем предстают прекрасные рассветные пейзажи. На протяжении всего фильма разворачивается неторопливый сюжет, строящийся вокруг загадочных черных монолитов — артефактов, возникших благодаря некой внеземной силе. Кубрик не объясняет их «миссии». Однако ясно, что они способны воздействовать на ход человеческой эволюции. Воздействуют, правда, они не сами по себе. Монолиты становятся некими вызовами.
Первый из монолитов «прибыл» на Землю на заре человечества. Место действия — Восточная Африка. Монолит находят австралопитеки. Такие черты, как страх, любопытство и решительность, приводят их к революционному открытию — использованию орудий труда. Следующий монолит обнаруживается в XX веке, в эпоху освоения человеком околоземного пространства. Люди, обладающие уже другого уровня качествами, находят его на Луне. Монолит испускает мощное излучение в сторону Юпитера, где обнаруживается еще один такой же артефакт. Принимается решение отправить туда экспедицию, в состав которой был включен сверхразумный компьютер.
Космос — это среда, где человек учится «ходить заново». Там он теряет контроль над своими орудиями. Не вдаваясь в подробности разворачивающейся далее драмы, скажем, что человек выигрывает сражение над ними. Один из членов экипажа уносится «за бесконечность». Он оказывается в странной комнате, где начинает быстро стареть. На пороге смерти четвертый монолит превращает его в «Звёздное дитя». Происходит новый эволюционный скачок. В финале зритель видит члена экипажа, взирающим на Землю из космоса в новом обличье.
Наряду с «картинкой» большое значение в восприятии фильма играет музыкальное сопровождение. Вся эта долгая и немногословная эпопея — первое слово произносится на 26-й минуте — разворачивается на фоне произведений классической музыки и вкраплений музыкального авангарда. Музыка дополняет величественные и неторопливые движения космических кораблей и небесных тел.
Начальные титры фильма и эпизод подбрасывания кости австралопитеком сопровождаются первыми аккордами симфонической поэмы Рихарда Штрауса «Так говорил Заратустра», написанной под впечатлением от философского романа Фридриха Ницше «Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого».
Вальс Иоганна Штрауса «На прекрасном голубом Дунае» сопровождает в фильме демонстрацию космических достижений. Под музыку вальса перед зрителем проплывают летательные аппараты. Вальс звучит и на фоне финальных титров, а также после них при черном экране.
В фильме Стэнли Кубрика звучит и музыка Арама Хачатуряна. Адажио из балета «Гаянэ» можно услышать в эпизодах, где члены экипажа проводят свои дни на борту корабля. Музыка передает характер того одиночества, в котором они пребывают в чуждой для них среде.
Слышит зритель и фрагменты микрополифонических произведений венгерского композитора-авангардиста Лигети.
Использованные материалы:
1. Кудрявцев С. Философско-фантастический фильм ‖ kinopoisk.ru