Человек — природа: в день рождения Мартироса Сарьяна
Сегодня день рождения художника природы, восхищенного ее загадочной красотой. Мир, созданный Мартиросом Сарьяном, еще раз рассказал о неразрывной связи человека с природой. Познавая ее, люди познают и сами себя, ведь они — часть природы.
Варпет писал: «Жизнь природы удивительна и загадочна. Зерно прорастает в земле, растет, в положенное время цветет, снова родит зерно и поэтому не умирает. Таков же человек. Он не умирает, так как он — сама природа. Познание этого есть познание бессмертия, возвышающее человека».
Природа рождает и стремление человека к искусству, которое, как и она сама, принадлежит всему миру. Аветик Исаакян говорил о Сарьяне: «…подлинный путь искусства таков всегда — через национальное к общечеловеческому. Искусство Мартироса Сарьяна принадлежит всему миру, оно любимо всеми». Мартирос Сергеевич не раз повторял, что его первым и главным учителем была природа. Именно из нее художник черпал вдохновение, перенося краски Армении на свои полотна.
Мартирос Сарьян родился в 1880 году в Новой Нахичевани — городе на берегу Дона, который ныне входит в черту Ростова-на-Дону. В 1897 году он стал студентом Московского училища живописи, ваяния и зодчества. По окончании основного курса важную роль в развитии профессиональных навыков Сарьяна сыграли занятия в открытых при училище мастерских Константина Коровина и Валентина Серова.
Откровением для Сарьяна стала поездка на родину. В 1901–1904 годах художник совершил большое путешествие по Армении. Он объездил Лори и Ширак, побывал в Эчмиадзине и Ереване, увидел озерную гладь Севана. Летом 1902 года Сарьян побывал в Ани. «В красочных уголках юга, в древней нашей стране я вновь обрел сказочный мир моего детства», — делился художник своими впечатлениями.
Увиденные пейзажи родины наполнили красками полотна Сарьяна. «Все, что я писал с 1904 года, было сплетением реальности и фантастики. Реальности, потому что я писал под впечатлением увиденного; фантастики, поскольку я синтезировал это в своем воображении». Путешествуя с 1910 по 1913 годы по Египту, Персии и Турции, художник, постигая Восток, вбирал и новые краски мира.
«Армения», «Горы», «Арарат и Рипсиме», «Арарат и арка Чаренца», «Пестрый пейзаж», «Радуга». Во всех этих и множестве других картин Мартирос Сарьян изображает единство природы, человека и творчества. Человек и его творения — на фоне простирающегося пространства природы.
Исследователь творчества Сарьяна Шаэн Хачатрян писал о пейзаже художника «Аштарак. Церковь VII века Кармравор»: «В возрасте 76 лет Сарьян в один сеанс написал пейзаж „Аштарак. Церковь VII века Кармравор“. На заднем плане видна гора Арагац. Но в действительности она находится не там. Художник включил гору в композицию, чтобы подчеркнуть связь простых архитектурных форм сооружения с формой горы. В картине художник представляет в единстве человека, творчество и природу».
И снова возвращаясь к словам Аветика Исаакяна о творчестве Сарьяна: «…Сарьян — художник с резко выраженным национальным колоритом. Корни его живописи — в нашем древнем искусстве. Однако когда иностранец восхищается искусством чужого народа, понимает, ценит, любит его, тогда это искусство становится общечеловеческим, становится собственностью всех». Подтверждением этих слов может служить встреча американского писателя Джона Стейнбека, посетившего Армению в 1963 году, с великим мастером. Сарьян подарил Стейнбеку картину «Арарат утром», и тот долго в нее всматривался, а потом сказал: «Я знаю, Арарат живет в сердце каждого армянина. Я повешу картину у себя. И Арарат постепенно проникнет в мое сердце».
«Армения», 1923
«Пестрый пейзаж», 1924
«Радуга», 1929
«Арарат и Рипсиме», 1945
«Раскопки Двина», 1952
«Амберд», 1957
«Арарат и арка Чаренца», 1958
Портрет Джона Стейнбека, 1963