«Ты трус, ты раб, ты армянин!» Читаем поэму Пушкина «Тазит» от начала до конца
«Ты трус, ты раб, ты армянин!» Как же часто к этим словам обращаются недоброжелатели армян. Дескать, смотрите, сам Александр Сергеевич был невысокого мнения о вас. Так ли? Невероятно, если взглянуть на круг общения русского поэта, который включал немало армян. Вспомнить хотя бы семью Абамелек, представителей армянского княжеского рода.
Александр Сергеевич познакомился с Абамелеками, еще учась в Царскосельском лицее. Этот период его жизни приходится на 1811–1817 годы. Тогда Давид Семенович Абамелек был полковником лейб-гвардии гусарского полка, расквартированного в Царском Селе. Давид Семенович — участник Отечественной войны 1812 года и заграничных походов русской армии. А ранее он отличился в сражении при Аустерлице.
Был женат Давид Абамелек на Марии Иоакимовне, происходившей из другой знатной армянской семьи — из рода Лазаревых. В 1814 году у них родилась дочь Анна, которой в 1832 году Пушкин посвятит стихотворение. Постоянно бывал Александр Сергеевич в среде офицеров, где служили и старшие братья Анны.
Вернемся же к строчке, взятой — скорее вырванной — из контекста поэмы Александра Пушкина «Тазит». Но прежде — всем известная и простая истина. Во многих произведениях авторы создают образы положительных персонажей и их антиподов. К кому автор благоволит, чьи слова — отражение его мыслей и позиции? Чтобы в этом разобраться, важно помнить: автор — он во всем произведении.
Итак, кто из героев поэмы «Тазит» произносит слова «Ты трус, ты раб, ты армянин!»? К кому они обращены? Какие события им предшествовали? Каков их контекст?
В 1820–1821 годах Александр Пушкин пишет поэму «Кавказский пленник», ставшую одной из его самых известных. Позже он приступит ко второй кавказской поэме, названной «Тазит». Правда, останется она незавершенной.
Над «Тазитом» Пушкин начал работать вскоре после возвращения из Закавказья, в конце 1829 – начале 1830 года. Поэма непосредственно связана с его впечатлениями, вынесенными во время путешествия через Кавказ. Так, открывающая ее сцена похорон подсказана Пушкину осетинскими похоронами, на которых он присутствовал и которые описал в «Путешествии в Арзрум во время похода 1829 года».
Образная система поэмы «Тазит» раскрывается в статье литературоведа, пушкиниста Дмитрия Дмитриевича Благого «Творческий путь Пушкина (1826–1830)». Исследователь указывает, что замысел новой поэмы Пушкина проникнут стремлением перенести свои историко-политические и этико-философские мысли и раздумья, связанные с кавказским вопросом, на язык художественных образов. Важная особенность «Тазита» состоит в том, что Пушкин стремится уйти от собственного «я», он больше выступает в роли сказителя. «„Тазит“ — единственная пушкинская поэма, в которой, как и в произведениях повествовательного устного народного творчества, авторского голоса, авторских суждений, высказываний, оценок нет, в которой автор, в сущности, выступает почти в роли сказителя».
Основа фабулы «Тазита» — трагический конфликт между сыном и отцом, выходящий за рамки узкосемейного характера. Сущность конфликта заключена уже в именах героев поэмы. Гасуб, видимо, образован от арабского «гасыб», что значит — хищник, разбойник, грабитель, а Тазит — от персидского «тазе» — новый, свежий, молодой.
Отец и сын выросли в атмосфере старых обычаев, издавна и крепко укоренившихся в горской среде. Но Тазит вобрал в себя из них то доброе и человечное, что в них имелось. Он не может принять в нравах и обычаях своих соплеменников того, что в них было жестокого. Это раскрывается в истории трех бесед Тазита с Гасубом. Встретив тифлисского купца-армянина, ехавшего в одиночку и без стражи, Тазит не смеет напасть на него, чтобы отобрать товар. В другой раз, повстречав бежавшего из их дома раба, Тазит не «притащил» его на аркане назад. Наконец, Тазит оказался не в силах отомстить встреченному им убийце брата, ведь тот был «один, изранен, безоружен».
Услышав ответ Тазита, Гасуб пришел в ярость, обрушив на него проклятия. Он изгоняет сына, забывшего «долг крови».
Поди ты прочь — ты мне не сын,
Ты не чеченец — ты старуха,
Ты трус, ты раб, ты армянин!
«Армянин» становится бранным словом именно в устах Гасуба, носителя старых, часто жестоких обычаев, поборника «буйной вольности». А в Тазите вырисованы гуманистические начала. «Пушкину, безусловно, ближе, симпатичнее обаятельный облик мечтателя и гуманиста Тазита, художественно олицетворяющего идею о возможности в среде горцев иной, более человечной морали», — пишет Дмитрий Благой в своей статье.
Слово «армянин» в контексте всей поэмы Пушкина следует рассматривать в значении «иноверец», в данном случае — «христианин». Здесь важно также обратиться к рукописям поэта, о которых можно прочитать во многих комментариях и примечаниях к поэме.
В рукописях Пушкина сохранились наброски планов поэмы «Тазит». В наиболее подробном из них, кроме первых восьми пунктов, соответствующих написанной части поэмы, вслед за пунктом «Сватовство» следуют еще шесть: «Отказ», «Миссионер», «Война», «Сраженье», «Смерть» и «Эпилог». Это бросает некоторый свет на дальнейшее развитие пушкинского замысла: поэт начал было начерно набрасывать стихи, относящиеся к пункту «Отказ», но на этом работа оборвалась. В дальнейшем Тазит, уже подготовленный к этому его воспитателем (он назван в плане «черкесом христианином»), очевидно, принял христианство, ушел к русским, участвовал на их стороне в войне с черкесами и погиб в бою.
Рассказывать о поэме «Тазит» можно много и долго. Но лучше, конечно, ее прочитать:
Литература: 1. Айзенштадт М., Айзенштадт В. «Я смел вас нянчить с восхищеньем…» ǁ magazines.russ.ru; 2. Благой Д.Д. Творческий путь Пушкина (1826–1830) ǁ feb-web.ru; 3. Пушкин А.С. Избранные сочинения: в 2 т. / А.С. Пушкин ; примечания А. Карпова. — Москва : Издательство «Художественная литература», 1978.