Global Heritage Fund. В память об армянских святынях Фамагусты
Армянский музей Москвы продолжает публиковать материалы, посвященные культурным объектам, которым грозит полное уничтожение.
В списке Global Heritage Fund 2010 года их 12. Как мы сказали, туда же включена древняя армянская столица город Ани. Под пунктом 7 в докладе "Saving Our Vanishing Heritage" Кипрская Фамагуста, отмеченная армянским культурным наследием.
Когда-то пришлось почитать роман Гольдштейна «Помни о Фамагусте», необыкновенно распиаренное в нулевые годы произведение, хотя, должен признать, не дочитал даже до середины, хоть и делал над собой титанические усилия. Читал, признаться, через не хочу, сжав зубы, в память автора, который был бакинцем и умер в Израиле от лейкоза, но всё-таки не осилил, роман написан в стиле «поток сознания» и самая его лучшая часть, по мнению покорного слуги – эпиграф и несколько первых строчек. (Помни о Фамагусте — чрезвычайно важное понятие. Оно необходимо в литературе. Писатели, когда пишут, обычно не помнят о Фамагусте). Пожалуй, этим сказано всё, дальше роман можно не читать.
Удивительный остров лежит в Средиземном море, с мягким, дивным климатом, утопающий в зелени. Это Кипр, один из центров античной цивилизации. В 1974 году остров был частично оккупирован турецкой армией, и Фамагуста, цветущий город Кипра, был захвачен турецкой армией, всё его население, конечно, кроме турок, бежало. А это был армянский центр Кипра, в городе сохранялся армянский монастырь, под названием Ганчвор, основанный в 14 столетии выходцами из Киликии (было б удивительно, если бы на этом острове, лежащем напротив побережья Киликии, не было армян). Ганчвор был построен в смешанном стиле, чисто армянские архитектурные элементы сочетались тут с элементами, характерными для западноевропейской готики. В 16 столетии, во время завоевания острова османами, монастырь серьёзно пострадал, его восстановили, когда островом завладела Великобритания. После ухода англичан управление Кипром перешло к греческой администрации, и в течение 14 лет, с 1960 по 1974 годы, остров процветал, и с ним – его армянская община. Увы, шедшее долгие годы в самой Греции противостояние коммунистического подполья, управляемого из Москвы и националистов, совершенно ослабило страну, а турки, имея агентуру среди живших на острове мусульман, ждали момента, когда можно устроить беспорядки и захватить остров. Момент подвернулся, когда на Кипре случился переворот, это позволило туркам совершить вторжение на практически беззащитный остров и захватить Фамагусту. В результате армянский монастырь, наряду со многими греческими церквями и монастырями, был разрушен снова, по сей день он лежит в руинах.
История армянской общины Кипра уходит в древние времена, и никто точно не скажет, когда там впервые появились выходцы из Армении. Освобождение острова от арабов в 950 году было делом рук Никифора Фоки, который, как считается, имел армянское происхождение, после изгнания завоевателей Никифор поселил на обезлюдевшем острове, среди других колонистов, и армян. В дальнейшем присутствие армян на Кипре уже не прерывается вплоть до наших дней.
Ни Кипре прошла часть жизни последнего «латинского» короля Армении Левона VI, после падения Киликийского Армянского государства на остров переселилось некоторое количество армян (и был основан монастырь Ганчвор). Остров некоторое время оставался единственным королевством крестоносцев, под управлением католической династии с французскими корнями (что интересно, основным народом острова при этом оставались православные греки), потом попал под власть Венецианской республики, клонившейся к упадку, и был завоёван Османской империей. Турецкая администрация проводила заселение острова, снова обезлюдевшего в результате военных действий, выходцами с материка, в числе которых опять-таки были и армяне, последний вклад в рост армянской общины острова внесли армянские общины Киликии в период Геноцида армян, когда остров принадлежал Великобритании.
Удивительно, но на Кипре сохранился ещё один армянский монастырь, непрерывно действовавший с 15 столетия до 1974 года – Макараванк. История Макараванка интересна тем, что эта обитель меняла принадлежность, была основана около 1000 года, и первоначально относилась к Коптской церкви, а в 15 веке, когда на острове не осталось египетских монахов, перешла к Армянской церкви. Интересно, что стиль этой обители – тоже готический, с некоторыми армянскими элементами, влияние западноевропейской архитектуры в последний период существования Киликии и Кипрского королевства было определяющим.
Построена обитель была в горах, в окружении тенистых лесов из кипрского кедра, в местности, что славилась мягким климатом, тут хранилось собрание рукописей, было большое хозяйство и гостиница для паломников. После турецкого нашествия монастырь лежит в руинах, одно время турки планировали перестроить монастырь в гостиничный комплекс, но поднятый греческой и армянской общественностью шум не позволил воплотить этот зашкаливающий по цинизму проект в жизнь, и сейчас на территории монастыря просто свалка.