Как попал в «Солярис» Баграт Оганесян?

Как попал в «Солярис» Баграт Оганесян?
БАГРАТ ОВАННИСЯН 6.jpg
БАГРАТ ОВААННИСЯН 4.jpg

Баграт Оганесян родился 13 августа 1929 года в Баку.  Его предки, спасаясь от резни в Ване, переехали в Баку, но в 1937 году были высланы в Тегеран. В 1956 году окончил романо-германское отделение Ереванского госуниверситета, в 1957-1961 годах учился в аспирантуре Института литературы в Ереване, а затем — Института мировой литературы в Москве. С 1961 года — на к/с "Арменфильм", редактор, ассистент режиссёра, режиссёр. Режиссер фильма «Давильня» («Терпкий виноград»). Как считают киноведы, на поэтику этой ленты очень сильно повлиял фильм Андрея Тарковского «Иваново детство».
Ушёл из жизни 7 апреля 1990 года в Ереване.

Примечательно, что для съемок доклада Бертона в «Солярисе» Андрей Тарковский приглашал не только актеров. Роль председателя комиссии сыграл драматург, сценарист, прозаик Александр Мишарин; председателя научной конференции писатель и сценарист Юлиана Семенова. На роль профессора Тархье Андрей Арсеньевич пригласил своего ассистента по «Андрею Рублеву», стажировавшегося у него начинающего режиссера Баграта Оганесяна.

 

Киновед Ольга Суркова в «Хрониках Тарковского. «Солярис»» подробно рассказала о том, как снимал Баграта Тарковский.

Армянский музей Москвы предлагает фрагмент этих «Хроник».

 «Тарковский необычайно ценит достоверность деталей в кадре, тем более достоверность персонажей — не случайно он всегда настаивал на том, чтобы искать исполнителей по принципу максимально более полного совпадения актера и персонажа. Поэтому на эпизод международного симпозиума приглашены настоящие иностранцы — ради все той же типажной достоверности.

Появляются Маша Чугунова и Баграт Оганесян, который играет французского ученого Тархье. (Это один из немногих учеников Тарковского — впоследствии ставший режиссером, — которому Андрей пытался покровительствовать. Его фильм «Дикий виноград» сделан под явным влиянием «Иванова детства».) Прибегает Андрей Арсеньевич. Он всегда пунктуален и в этом смысле прямо противоположен своей второй супруге. И, как всегда, элегантен и даже щеголеват — в дубленке, на голове кокетливая клетчатая кепочка — и сразу, с ходу, врезается в происходящее: «Пиджак Баграту маловат — как же вы меряли?»  И обращается к художнику по костюмам Нелли Фоминой: — Нелли, придется съездить на студию за другим пиджаком, а мы пока разведем мизансцену».

Фото: "Голос Армении"

Фото: "Голос Армении"

Разводить мизансцену приходится со всей тщательностью. Каждый кадр «Соляриса» снимается в одном дубле, так как «Мосфильм» выделил Тарковскому очень ограниченное количество пленки «Кодак». На приобретение дополнительных метров вожделенной пленки будут позднее использованы командировочные в Японию, где группа снимала проезды по туннелям и автострадам городов будущего.

Один из администраторов предлагает Баграту другой пиджак, но он тоже оказывается мал. Так что Нелли все-таки придется ехать в костюмерный цех студии. Зато часы с цепочкой, которые должны быть в комплекте костюма Баграта, одобрены Тарковским.

Теперь он обращается к Юсову: «Нужно, чтобы актер прошел, не ограниченный крупным планом. А то получится, как на телевидении». Юсов возражает: «Но здесь ходить негде!» К его мнению присоединяется Ромадин, которого к тому же не устраивает фактура стен. Андрей говорит сдержанно, но строго: «Когда я прошу, надо выполнять точно». Он садится в кресло, закинув ногу на ногу — его любимая поза, — делает пометки в сегодняшнем плане. Юсов смотрит в глазок камеры, намечая предстоящую съемку.

Андрей сегодня настроен весело-иронически. Необычайно нежен и игрив с Багратом, подбадривает его: «Все нормально получится, у тебя хороший, веселый глаз… Уж если ты, сидя на лошади, сумел сыграть в «Рублеве»!» (Баграт играл крошечную роль — испанского гостя в сцене «Освящение колокола».)

Выясняется, что очень неустойчивыми оказались кресла, под них подставляют щиты. «Как в зубоврачебном кресле», — со специфическим ироническим хохотком комментирует Тарковский.

В этом эпизоде становится понятно, для чего Тарковский дважды гонял костюмера за пиджаком, который будет Баграту впору."Я видел деревья, живые изгороди, акации, дорожки - все из той же субстанции". (Бертон)А деревья, которые Вы видели, были с листья…

В этом эпизоде становится понятно, для чего Тарковский дважды гонял костюмера за пиджаком, который будет Баграту впору.

"Я видел деревья, живые изгороди, акации, дорожки - все из той же субстанции". (Бертон)

А деревья, которые Вы видели, были с листьями? (Тархье)

 

Обсуждается вопрос, держать ли Баграту в зубах сигару. Юсов возражает вполне серьезно: «Наверное, это невежливо. Речь идет о будущем, а чем дальше, тем люди будут культурнее». Однако Тарковский придерживается противоположного мнения: «Культурнее? В этом я совсем не уверен». Он объясняет Баграту характер его персонажа: «Ты понимаешь, Тархье хочет сказать в своем выступлении, что все сумасшедшие. Но, будучи интеллигентным человеком, он остерегается заявить это прямо и грубо. Он, как врач, который констатирует диагноз».

Оказалось, что Баграт не знает текст, его надо разучивать теперь, прямо на площадке. Андрей страшно огорчен, скучает, время от времени ругает второго режиссера Юрия Кушнерева. Но его раздражение не распространяется на Баграта. Несмотря на то что Баграт бесконечно и невероятно запинается и как армянин, и как непрофессиональный актер, Андрей так же бесконечно терпелив и мягок в общении с ним.

А за огромными окнами в «городе будущего» поздняя московская осень, «москвичи и гости столицы» в зимних шапках-ушанках и тюбетейках. Тарковского уверяют, что задний план не будет читаться в кадре. Тарковский соглашается: «Будет все загадочно, автомобили будут ехать…»

(Но мне кажется, что этот кадр потом не вошел в фильм).

Как пишет о встрече Баграта и Тарковского Мария Токмаджян в «Голосе Армении», к режиссеру тот  попал совершенно случайно. Оганесян хотел поступить на Высшие режиссерские курсы и послал на творческий конкурс свой то ли рассказ, то ли сценарий. Его работа очень понравилась руководству, и его пригласили во ВГИК. Однако по целевому направлению "Арменфильм" вместо него послал Нерсеса Оганесяна. Наверное, перепутали.

И когда в Москве выяснилось, что это не тот Оганесян, решили сделать Баграта практикантом. Он недолго думал и, обойдя признанных метров советской кинематографии, пошел именно к Тарковскому в стажеры. Они благополучно сработались и вскоре подружились. Впоследствии Тарковский многое сделал для него: именно он настоял, чтобы ему дали дебютный фильм, он даже написал письмо в Госкино Армении, а потом стал художественным руководителем его первого полнометражного фильма "Терпкий виноград" ("Давильня").

С этого времени Оганесян работал на киностудии "Арменфильм" в качестве редактора, ассистента режиссера и сценариста. И вот в 1969 году он создал одну из лучших короткометражек в истории армянского кино - "Честь бедняка" по одноименной сказке Ованеса Туманяна (одна из трех частей киноальманаха "Царь Чах-Чах"). Это стало весьма удачным и многообещающим началом.

Все сразу вспомнили "Иваново детство" - струи дождя, по диагонали заливающие уходящие вдаль серебряные рельсы, распряженная лошадь, неспешно переходящая вдалеке пути; лицо матери с падающей на щеку прядью волос. Дожди, пожар, образы лошадей, неромантическое понимание войны как человеческой трагедии. История эта тоже трактована именно в этом плане - как свидетельство слома в сознании маленького человека, переживающего типичную "пограничную ситуацию". Там, где решаются проклятые вопросы бытия.

Источники:

www. kinoart.ru/archive/2002/04/n4-article16Ольга Суркова «Хроники Тарковского. «Солярис»»

www. golosarmenii.am Мария Токмаджян. «Своя колея Баграта Оганисяна»

Как попал в «Солярис» Баграт Оганесян?