“Зимняя песня”. Абсурд, похожий на жизнь
После пятилетнего перерыва метр абсурдистского кино, яркий последователь Луиса Бунюэля, французский режиссер грузинского происхождения Отар Иоселиани в августе 2015 года на 68-м Международном кинофестивале в швейцарском городе Локарно представил зрителям свой новую работу “Зимняя песня”. Он был здесь не в первый раз, в 2013 году в Локарно ему был вручен “Золотой Леопард” за вклад в киноискусство.
Иоселиани стал известен еще в советское время, в 60-70-е годы снял очень интересные картины “Листопад”, “Жил певчий дрозд”, “Пастораль”. В начале 80-х эмигрировал во Францию. Первый же снятый в 1984 году фильм “Фавориты луны” принес ему “Большой специальный приз” 41-го Венецианского международного кинофестиваля. Далее – успех за успехом. 1989-ый год - “И стал свет” (“Особый приз жюри” там же). 2002-ой год, -“Утро понедельника” (“Серебряный медведь за режиссуру” 52-го Международного Берлинского кинофестиваля).
В его лентах “французского периода” не бывает последовательного сюжета. И все французские фильмы Иоселиани немного грузинские. И не только потому, что в них вместе с французскими играют и грузинские актеры. Они отражают национальное восприятие режиссером европейского мира. Сюжет складывается из часто не связанных друг с другом или пересекающихся эпизодов, пестрой мозаики из колоритных персонажей и парадоксальных …ситуаций. “Фавориты луны” к примеру, состояли из 600 склеек. Но в конце понимаешь взаимосвязи и продуманную логику повествования. Поэтому его фильмы не надо стараться сразу понять, их надо просто смотреть. Причем, очень внимательно…
Итак – “Зимняя песня”…
Время Великой французской революции. На казнь барона Бальтазара, обвиненного в преступной переписке с врагами народа, собираются зрители.
Падает нож гильотины, и голова барона падает в услужливо подставленный подол юбки молодой крестьянки, пришедшей полюбоваться зрелищем…
Сегодняшнее время. Какие-то боевые действия в населенном пункте, может в Югославии, может в Грузии, может еще где-то. Расправившись с его защитниками, солдаты врываются в дома мирных жителей, грабят, насилуют. После чего в реке они принимают крещение от полкового капеллана…
Окраинный квартал современного Парижа. Юные воровки на роликовых коньках срывают шляпы с прохожих, вырывают товар и сумки из рук зазевавшихся покупателей…
Нетрезвый мужчина попадает под асфальтовый каток, и его тело превращается в плоский блин…
Владелец исторического замка сообщает приятелю, что у него нет денег на ремонт и реконструкцию, поэтому его выселяют из собственного жилища…
Один из героев идет по улице и видит в стене полуоткрытую дверь. Войдя внутрь, оказывается в райском саду с экзотическими растениями и птицами. Выйдя наружу, оборачивается и видит, что дверь исчезла. Все эти персонажи и сюжетные линии где-то пересекаются. И так – весь фильм…
Иоселиани остроумен в деталях. В момент казни барон не выпускает из зубов дымящей трубки. После грабежа солдаты забираются на танк, груженный унитазом, коврами, креслом, прочим добром. На стволе висит полосатый матрас. Закончив крещение, капеллан снимает одеяние. Все его тело покрыто татуировками. Приятели раздавленного катком мужчины сообщают об этом соседке, очевидно, его жене, на что она спокойно отвечает: “Ну, тогда просуньте его под дверь.” Интеллигентные “бомжи”, копаясь в мусорных ящиках, приветствуют друг друга: “Здравствуйте, ваше высочество!”, “Привет, маркиз!”
Пересказывать “Зимнюю песню” бессмысленно. Но, досмотрев до конца, оценишь мудрость этой плутовской комедии.
В феврале 2016 года фильм был отмечен Специальным призом жюри на кинофестивале в Лиссабоне. В мае того же года режиссер привез “Зимнюю песню” в Москву.