НаринЭ

Тень старины

НаринЭ
Тень старины
Газарос Агаян и Ованнес Туманян, члены общества "Вернатун"

Газарос Агаян и Ованнес Туманян, члены общества "Вернатун"

Кто такой Ованнес Туманян? Это наш армянский писатель, классик. Кто такое Наапет Кучак? О, это наш  более по периоду ранний классик. А кто такой Нагаш Овнатан? Ну это стыдно не знать! А кто есть в наши дни, из современников? Ну что вы такое говорите, кто может быть в наше бездуховное время? И знаете, друзья, пройдет лет двадцать, умрет наш сосед-музыкант, и мы с удивлением узнаем, что он был признан в России, во Франции, в Штатах, что о нем писали какие-то наши местные газеты, но вот, а мы думали это просто наш сосед.

Нет, нет, уважаемые читатели, я нисколько не упрекаю наше общество в равнодушии к современникам: в самом деле, любого деятеля можно оценить только когда путь его пройдет до конца. Я вообще не хочу критиковать и говорить что с нами что-то не так. Хочу просто понаблюдать.

Британская певица и армянский Gata Band исполняют песню "Доне яр"

У нас смещено понимание старины. Прошлое представляется нам неким размытым величественным исполином, который некогда пал, и высоты его мы никогда не достигнем. Вернемся к Туманяну. О чем его поэма "Ануш"? Мы ее воспринимаем как народное произведение, в котором показаны традиции, и любовная история с трагическим концом. Но сам Туманян, воспев красоту народной песни и игры, показал к чему может привести темный обычай, смысл которого давно утрачен, и не приносит ничего, кроме гибели молодых людей - бессмысленной и трагичной. 

 

А вот скажите, что это  за история - советские колхозники ловят шпиона, перешедшего нелегально границу? О, да, таких сюжетов очень много. И один из них - балет "Гаяне" Арама Ильича. Художник, поэт и певец Нагаш Овнатан был образованнейшим человеком своего времени. Да, друзья, о нем можно сказать, что он был модным - образованный человек, поэт, который писал о своих современниках, о своем времени. И то же самое касается Наапета Кучака - он был более чем актуален. Хачатур Абовян встретил небывалый гвалт критики, когда занялся реформой образования, когда начал призывать изменить сложившийся уклад.

Как давно наше общество стало задавать себе вопрос о выборе - Прогресс или Традиция? Мы всегда говорим о значимости Традиции, осуждаем все новое, но следуем ему безмолвно, ворча, и вздыхая про людей прошлого, про такие величины, как Туманян, Хачатурян, Сарьян - еще один великий реформатор своего времени. 

Бельгийская группа The Jokers исполняет "Танец с саблями"

Мы умеем шагать в ногу со своим временем и проносить сквозь него свою душу.  Армянский рок, армянский джаз - сколько у современных музыкантов народных мелодий? Великое множество. Модные ритмы, модный музыкальный размер  и дудук, и старые крестьянские песни - как прекрасно все это звучит в сочетании. Та же "Гаяне" Хачатуряна: Маэстро подал народные мотивы сквозь призму современного ему исполнения, покорил мир, и сегодня мы уже не помним о том, что  герои его - председатель колхоза, его дочь, а также агрономы, колхозники, пограничники. Мы напеваем "Танец с саблями", ликуем, когда слышим его в российских, американских, французских фильмах. 

Основанный в 1899 году литературный клуб "Вернатун" объединял интеллектуалов своего времени. Это были люди, шагавшие в ногу со своей эпохой,  они стремились осознать не только армянское наследие, но и свое время, весь современный мир, к которому они принадлежали. И именно поэтому у них получилось  заложить фундамент, на котором армянская культура росла в течение последующих ста двадцати лет,  создать культурную нишу, в которой все мы пребываем по сей день.

Невозможно создать будущее, не опираясь на прошлое. Невозможно жить, не создавая будущего. Мы никогда не сможем жить половинчато - только в прошлом, или только в будущем. В первом случае нас внешний мир просто раздавит нас, во втором- нежно растворит, но результат будет один и тот же. Наша сила именно в том, чтобы  смотреть в обе стороны одновременно. 

Современная семья в национальном костюме, Marashlyan Photo, Ереван

Современная семья в национальном костюме, Marashlyan Photo, Ереван

Тень старины