Наири Закарян

Газета "Взгляд": зачем Алиев создает миф о «древнем и великом Азербайджане»

Наири Закарян
Газета "Взгляд": зачем Алиев создает миф о «древнем и великом Азербайджане»
Фото: Denis Balibouse/Reuters

Фото: Denis Balibouse/Reuters

Российская пресса - о заявлениях Ильхама Алиева. 9 февраля на известном ресурсе "Взгляд" вышла публикация Евгения Крутикова, посвященная мифотворчеству в Азербайджане. Фото: Denis Balibouse/Reuters

Президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что его страна должна «не забывать о своих исторических землях» и вернуть Ереван. «Это должно стать направлением нашей будущей деятельности, как и сейчас мы работаем в этом направлении. Нашими историческими землями являются Иреванское ханство, Зангезур, Гейче (Зангезур – это Сюникская, то есть восточная и северо-восточная область Армении, а Гейче – это озеро Севан – прим. ВЗГЛЯД)», – передает его слова Haqqin.az.

Он заявил, что это «должен знать весь мир». Сейчас, отметил Алиев, в Азербайджане пишутся «солидные научные работы, снимаются фильмы, организовываются выставки» о связи Азербайджана с его историческими землями. «В предстоящие годы мы должны быть более активными в этом вопросе и проводить в различных регионах мира презентации и выставки. Потому что Ереван – это наша историческая земля, и мы, азербайджанцы, должны вернуться на эти земли», – подчеркнул Алиев. По его словам, именно это является политической и стратегической целью Баку, к которой власти страны должны поэтапно приближаться.

Эти заявления президент Азербайджана сделал в Баку на VI съезде правящей партии «Йени Азербайджан» («Новый Азербайджан»), выдвинувшей его кандидатом на четвертый президентский срок.

В Ереване эти заявления вызвали закономерно резкую реакцию. МИД Армении обвинил руководство Азербайджана в расизме. «Заявления президента Азербайджана, государства, появившегося на политической карте мира лишь 100 лет назад, о территориальных претензиях к Армении... в очередной раз демонстрируют всю расистскую сущность правящего режима Баку», – сказал пресс-секретарь МИД Армении Тигран Балаян. А вице-спикер парламента Армении, пресс-секретарь правящей Республиканской партии Эдуард Шармазанов заявил: «В XXI веке президент одной страны выступает с территориальными претензиями в отношении другой страны». «Вместо того, чтобы выступать с подобными заявлениями, Алиев мог бы ознакомиться со словами своего отца (бывшего президента Азербайджана Гейдара Алиева – прим. ВЗГЛЯД) о том, что азербайджанцы с турками – одна нация, два государства, – сказал Шармазанов. – Откройте все энциклопедии, посмотрите, откуда пришли тюркские племена – из Средней Азии и Алтая. А что такое историческая Армения? На востоке до границы стыка рек Аракс и Карс – историческая Армения».

Понятно, что такое громкое заявление сделано Ильхамом Алиевым в преддверии президентских выборов в Азербайджане, назначенных на апрель текущего года.

С практической точки зрения это, конечно же, заявление исключительно для внутреннего пользования. Ни к каким практическим последствиям в ближайшем будущем слова Ильхама Алиева не приведут. Обострения конфликта в Нагорном Карабахе или вокруг него ждать не следует. Но столь громкое формулирование таких амбициозных военно-политических задач первым лицом страны все же достойно рассмотрения.

«Кухонная историография» – ненаучные попытки либо искусственно «удлинить» свою историю, либо «прирезать» себе территории, прошлое влияние и придумать некие «знаковые» (обычно очень доблестные, мужественные и добронравственные) черты национального характера – была всегда и будет вечно. Страдают этим многие народы, в том числе и «старые» (вспомним Велесову книгу, «новое летосчисление» Фоменко и Аркаим впридачу), но особенно те, у которых не было сложившейся исторической школы и массового образования советского типа. Отсутствие фундаментальных знаний подменяется массовой культурой и этногенетическими мифами.

И это, с их точки зрения, хорошо и полезно в быту. Напрямую это никак на современной жизни не сказывается, но порождает нездоровые иллюзии о своем месте в истории, ксенофобию и бытовой расизм. На практике, увы, очень часто – и мы это наблюдаем со второй половины 80-х годов – такие, казалось бы, чисто маргинальные рассуждения очень небольшого числа недоучек приводили к вполне горячим войнам и трансформации бытового поведения, а также ксенофобскому отношению к другим народам. Ибо глупость – такой же источник человеческих бед и несчастий, как и злая воля.

Но если у вайнахов фундаментальная наука отсутствовала и отсутствует как класс, то в Азербайджане с советских времен есть Академия наук. В историческом антагонисте – Армении – бытовал в советское время анекдот. Армянское радио потребовало создания в АрмССР министерства морского флота. «Зачем? – удивились в Москве. – У вас же моря нет». Ну, есть же в Азербайджане министерство культуры и Академия наук, ответило армянское радио. Это, конечно, обратный случай культурного снобизма, но тоже очень характерный. Армянам этот снобизм также прививался десятилетиями: мы самые древние (даже в общесоветских русскоязычных школьных учебниках истории раздел «История СССР» начинался с Урарту как самого древнего государства на территории Союза, и с этим вроде как и не поспоришь), мы первыми в мире приняли христианство как государственную религию и мы единственная в мире нация, которая поставила памятник своим буквам. Это не совсем так (памятник алфавиту и языку есть еще в Южной Африке – буры сами себе поставили, чтобы англичан троллить), но звучит очень красиво.

И в Чечне, и в Ингушетии продуцированием этногенетических и исторических мифов заняты в основном люди совсем уж маргинальные. Но в Баку на эту борьбу мобилизованы академические ученые и целые научные институты – тут Ильхам Алиев сказал абсолютную правду. И если Рамзан Кадыров своих местных «мыслителей» одергивает, когда они совсем уж заговариваются, то в Баку организация научных работ, выставок и фильмов – целая пропагандистская система, на которую не жалеют ни денег, ни иных средств, ни связей.

В соседней Грузии такая «историческая», «этнографическая» и «лингвистическая» научная работа поощрялась все советское время. И громыхнуло в конце 80-х, когда лозунг «Сакартвело картвелебиствис!» – «Грузия для грузин!» – не только стал государственной идеей при президенте Звиаде Гамсахурдии, но и широко укоренился в массах, упав на подготовленную местным школьным образованием почву.

В Азербайджане стали наверстывать упущенное уже в постсоветское время, когда после унизительного военного поражения потребовалось формировать государствообразующие и реваншистские идеи и символы. Пройдя через заигрывание с древней Кавказской Албанией и этими самыми древними албанами, которые, видимо, все-таки были не тюрки, а протоиранцы, азербайджанская историография принялась просто брать историю с потолка. Или немного ее зачищать и править, что и случилось, например, сейчас с Иреванским ханством и Зангезуром.

Спорить с кухонной исторической и этногенетической мифологией бесполезно. В конце 80-х и начале 90-х серьезные академические ученые еще искренне пытались затевать как бы научные дискуссии в ответ на очередное «открытие местных ученых», но всех ждало разочарование. Мифы создаются не для того, чтобы их подтверждали или опровергали фактами.

А масштаб информационного вброса может быть гигантским. В той же Ингушетии в конце 80-х выходило в месяц до десятка брошюр с разнообразными безграмотными интерпретациями истории. Например, был такой древнешумерский город-государство Лагаш (сейчас это развалины в Ираке невдалеке от Басры). В нем, как везде у шумеров, были храмы-зиккураты ступенчатой постройки. Так – ступеньками – строить удобней было на тогдашнем уровне примитивных строительных технологий. По-ингушски лагIаш значит во множественном числе «ступени». Все, приплыли: ингуши, следовательно, прямые потомки шумеров.

Есть и относительно безобидные случаи. Например, совсем недавно оформившийся в Кабарде культ царицы Марии Темрюковны – кабардинской принцессы, второй жены Ивана Грозного. Теперь это величайший деятель в истории кабардинского народа. Ей поставлен в центре Нальчика у театра памятник, внешне и размерами подозрительно похожий на памятник Екатерине Великой в Питере. И ни слова о том, что принцесса оказывала на русского царя исключительно отрицательное влияние, участвовала лично и со своей понаехавшей в Москву родней в погромах, пытках и казнях и до конца жизни так и не научилась говорить по-русски.

Или бесконечная героизация древних алан, несмотря на полное отсутствие письменных тому подтверждений. Постройка в Магасе так называемых Аланских ворот – сомнительных достоинств арки непонятной функциональности – привела к новому всплеску осетино-ингушского противостояния, хотя и в интернете. Но в этом регионе от интернет-хайпа до стрельбы промежуток небольшой.

Но тот романтический период, когда сотнями публиковались псевдонаучные изыскания на тему «кто тут самый древний, самый умный и был тысячу лет назад самый сильный», все-таки прошел. Сейчас в большинстве своем кухонная историография и лингвистика уже удел маргиналов. Но в Азербайджане все это превратилось в мощный пропагандистский инструмент. В несколько уменьшенном виде нечто подобное происходит в ряде среднеазиатских республик.

И то, что сейчас Ильхам Алиев говорит с трибуны партийного съезда, через пару лет наверняка воплотится в «солидные научные труды, презентации, выставки и фильмы». И в целом это очень печально. Еще не было в мировой истории случая, чтобы подобное массированное использование кухонных исторических мифов породило что-то хорошее.

Перед Второй мировой войной, например, в Югославии, тогда Королевстве сербов, хорватов и словенцев, с помощью нескольких «просветительских» обществ среди хорватов распространялась идея о не славянском происхождении народа, а некоем древнеиранском (опять аланы!) племени horovati, которое просто случайно перешло на славянский язык. Это Гитлеру очень понравилось и было одним из аргументов при создании марионеточного хорватского государства со всеми известными последствиями. Вроде как не унтерменши в союзниках, а свои, братья-арийцы.

Так что маргинальная историография далеко не так безобидна, как могут подумать люди с нормальным советским школьным образованием. Все может быть очень плохо.

Газета "Взгляд": зачем Алиев создает миф о «древнем и великом Азербайджане»