Как приготовить настоящую армянскую бастурму в Мадриде?
Армянский музей Москвы предлагает кулинарный рассказ известного армянского публициста, автора публикаций на сайте "Восканапат" Пандухта Сюни.
В мою испанскую бытность захотелось мне как-то бастурмы. Захотелось нестерпимо. Как иногда вне Армении хочется хаша и толмы, а вне России — гречневой каши и соленой селедки.
А где взять настоящую армянскую бастурму в Мадриде, как не приготовить ее самому. Ребята начинание одобрили.
Но… скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. С мясом-то в Испании все в порядке: оно здесь любого сорта и на любой вкус. А вот где взять чаман?
— В "Натур хаузе", — сказал приятель Валерик, уже лет 10 живущий в Мадриде. — Там есть любые травы.
Но в "Натур хаузе" чамана не оказалось. Более того, рестерянно-непонимающий вид продавцов недвусмысленно указывал на то, что история приготовления испанской бастурмы может оказаться тернистой…
— Тогда в Меркамадрид, — призвал неунывающий Валерик. — Там есть всё. Как в Греции. Кстати, там же и мяса купим.
И мы отправились в Меркамадрид.
Меркамадрид поражает воображение неискушенного покупателя. Это своего рода город в городе — гигантский торговый град, в котором не мудрено заблудиться, и где действительно есть всё. Я даже не знаю, что круче — Меркамадрид или знаменитая барселонская Меркабарна.
К примеру, вам нужна свинина. Представьте себе целую улицу из торговых складов, заполненных свежими свиными тушами. Количества — любые. В складах стерильная чистота, никакого неприятного запаха. Толпы сотрудников в белых халатах и шапочках готовы по первому требованию снять любую тушу, отрезать и подготовить любой кусок.
У нас молочный поросенок считается деликатесом. А в Меркамадриде я впервые в жизни увидел в одном месте ряды из сотен тушек молочных поросят…
В общем, свежайшую говядину нашли и выбрали без труда. А для покупки специй накануне похода пришлось залезть в словари. И выяснилось, что чаман — это "фенугреко", сумах — "рус" (rhus). Присутствовал даже любимый грузинскими армянами "желтый цветок" тавшацагик. Здесь он называется "тахетас".
Я пожалел лишь об одном: что, как на зло, не взял с собой фотоаппарат…
Спустя долгие дни томительного ожидания получилась прекрасная и вполне армянская бастурма. Ох и отвели мы душу!
С той бастурмой, кстати говоря, связана еще одна забавная история.
Мы пьем водку (несмотря на великолепие испанских вин, фанатом этого дела я так и не стал). В Испании водка (в основном Smirnoff) есть практически в каждом баре. Скорее, для ассортимента, бо здесь ее никто не пьет. А вот найти, нет, даже не ледяную — просто холодную водку — это уже проблема.
Однажды в одном из баров заказали водки. Оказалась, как обычно, теплой. Уходя, порекомендовали бармену держать хотя бы одну бутылку водки в морозилке — специально для "русо туристо облико морале". Посмеялись да забыли. И вот, представьте, спустя энное количество времени, когда мы еще раз оказались в этом баре, бармен тут же подскочил к нам, неся в руках заиндевевшую бутылку Smirnoff-а: "Вот, специально для вас держал в морозилке!".
Это было так трогательно. Ведь мы могли вообще никогда больше здесь не оказаться! И я от избытка чувств решил угостить тамошних сотрудников собственной бастурмой. Попросил у бармена острый нож и начал стругать бастурму тонюсенькими ломтиками на манер нарезчиков хамона — кортадоров. "Это вам, — сказал я гордо и великодушно. — Армянское блюдо бастурма. Собственного приготовления".
Если бы вы только видели рожи этих мариконов. Они брали в руки мою великолепную бастурму в красивом слое чамановой обмазки и… недоверчиво обнюхивали ее, словно дикари, впервые увидевшие спички в руках белого человека.
Больше барским угощением испанского пролетариата я не занимался…
Пандухт Сюни