Ереванский сказочный стиль: неизвестная страница советского искусства
Об этом написано мало книг, на это еще не обратили внимания маститые искусствоведы, но они, кажется, опаздывают — ереванский сказочный стиль возник, развился и уже почти нигде не встречается как самостоятельное явление, так и оставшись неописанным.
Эдуард Харазян. Маленькая пьеса (1971), Национальная галерея Армении
О чем речь?
В 1970-е годы художники Армении, и особенно Еревана, будто сговорившись, стали рисовать очень похожие фантазийные сюжеты, выражая их в современной манере. Чёртики, большеглазые принцессы, необычные пространства и предметы быта предыдущей технологической эпохи: керосиновые лампы, деревянные телеги, прялки. Казалось бы, у каждого художника свой мир, но все-таки что-то бесконечно похожее было во всех этих работах. Появилась новая керамика. Ее отличали нарочитая асимметрия и немного детские черты, а также обращение к дохристианским элементам: изображались вишапы, дэвы и урартские орнаменты. В настоящее время этот стиль почти полностью ушел из живописи, сохранившись только в керамике и частично в ювелирных изделиях, стилизованных под этнику. Художники предыдущей эпохи тоже любили обращаться к миру детских фантазий. Но Мартирос Сарьян, Акоп Коджоян и другие были очень строги в композиционных решениях, в то время как произведения нового сказочного стиля близки к детскому рисунку, не так жестки в композиции, образы слегка растворены в пространстве. Главные отличительные черты: асимметрия, этнические детали, обращение к конкретному историческому периоду или географической локации.
Рубен Шахвердян. Справа: солонка, выполненная по всем правилам. Богиня-хранительница, ее руки упираются в бока, есть фартук и шапочка, обозначена грудь. Слева — импровизация, изменена поза богини.
Что способствовало появлению сказочного стиля?
Советский Союз был атеистическим государством, много лет закрывавшим гражданам доступ в мир сакрального. Это привело к тому, что уже в 1960-е годы жажду необычного, иного, советские люди восполняли научной фантастикой, интересом к фольклору, к сказкам. А к 1970-м на всем советском пространстве сформировался новый формат: сюрреалистические мультфильмы и очень яркие, смелые иллюстрации для детских книг. Именно этот период считается расцветом книжной иллюстрации.
В Армении в 1970 году открывается Центр эстетического воспитания, знаменитый проект Генриха Игитяна и его супруги Жанны Агамирян. Рано ушедшая из жизни Жанна Сергеевна — основатель первого в мире Музея детского творчества. Этой теме она посвятила множество научных трудов. Именно из этого центра вышли многие известные современные художники и керамисты. Предтечей была художественная школа имени Акопа Коджояна, открытая еще в 1957 году, где акцент делался на внутреннем мире маленьких художников. А проект Жанны Агамирян, созданный на базе ее исследований, стал важнейшим достоянием армянской культуры тех лет, поскольку позволил вырастить несколько поколений ярких, оригинально мыслящих художников.
Из академиков-предтеч хочется особо отметить Акопа Коджояна и Ара Арутюняна. Графические рисунки Коджояна, созданные еще в 1920-е, оказали ощутимое влияние на ереванский сказочный стиль. Что касается Ара Арутюняна, то его смелые, весьма современные работы были явно вдохновлены экспонатами с раскопок крепости Эребуни, носили черты ассиро-вавилонского стиля, и уносили воображение молодых художников прочь от безупречного, но слишком рафинированного мира советского академического искусства.
Произведения сказочного стиля
Самым популярным жанром сказочного стиля стала мультипликация. В семидесятые впервые заявляет о себе супружеская чета Саакянц: Роберт и Люля начинают серию своих сюрреалистических работ, которая окончательно оформится в 1980-е, а в 1990-е годы приобретет драматические черты взамен предшествующих комических.
Один за другим на экраны выходят мультфильмы «Лисья книга» (1975), «Лис, который ничего не умел» (1976), и «Охотники» (1977) — первый громкий успех четы Саакянц. Уже позже, в 1980-е, появляются «Кто расскажет небылицу», «Три синих-синих озера малинового цвета» и другие, ставшие знаменитыми на весь Советский Союз.
В живописи первые места были заняты признанными мастерами-академиками, воспевавшими социалистические ценности. «Сказочники» оставались немного в тени, но были очень любимы народом и коллекционерами.
Например, художник Рубен Шахвердян обращался к теме Саят-Новы, поэта-ашуга, жившего в Тифлисе в XVIII веке. Девушки на рисунках Шахвердяна одеты именно как тифлисские женщины, условные пейзажи также напоминают Тифлис, город, тесно связанный с армянской культурой.
Еще один характерный автор — Фердинанд Манукян. Его работа «Забытые игры» похожа на сон, воспоминание. Пустынный двор вокруг церкви, на которой нет креста, фрагмент деревенского забора, голые осенние деревья. Слепой шут играет с петушком в старинную игру. При всей мягкости линий, подвижности персонажей, картина рассказывает о ностальгии и одиночестве, сохраняя при этом тон волшебства, игры, детского яркого восприятия. Очень интересны необычные сюжеты Эдуарда Харазяна с музицирующими чертиками, масками и почти незамаскированными мифологическими сюжетами.
Самый известный художник, некоторые работы которого можно отнести к ереванскому сказочному стилю, — это Минас Аветисян. Живописец обращался к сюжетам мастеров Средневековья, преломляя их темы в современной манере. Минас породил несколько поколений подражателей, так и не сумевших отказаться от его цветовой гаммы и сюжетов. Связано это в первую очередь с тем, что Аветисян дал очень точное прочтение армянского архетипа, создал визуальный ряд, отзывавшийся в сердце каждого жителя Араратской долины.
Мультфильм «Охотники» — одно из самых ярких произведений ереванского сказочного стиля. Он ультрасовременный для времени, в котором создан, и показывает персонажей прошлого, подчеркивая типичные для них черты.
Сказочный стиль в наше время
В наши дни из живописи сказочный стиль ушел, уступив место стилю мифологическому. Среди наиболее ярких мастеров хочется отметить Ваагна Игитяна и Сергея Наразяна. Их явившиеся из иной реальности образы уже не сказочны: Игитян слишком космичен, а Наразян, напротив, обращается к грубой реальности. Но сказочный смысловой фундамент есть у обоих. В керамике ереванская сказочность расцвела в девяностые годы, когда вступили в жизнь подросшие выпускники керамической студии Центра эстетического воспитания. Такой керамики уже не найти, к сожалению, она так и канула в Лету, минуя искусствоведов. Сегодня сказочный стиль частично сохраняется в ювелирном искусстве, среди наиболее известных мастеров можно назвать Кару Аветисян. Ее изделия, как и полотна Минаса, преломляют узнаваемые орнаменты в современной нам технике.