Армянские ремесла: гончарное дело
Начало декоративно-прикладному искусству в Армении так же, как и в любой другой стране, положили разнообразные народные промыслы, получившие свое развитие еще в древности и достигшие высокого художественного мастерства исполнения. Гончарство, ювелирное дело, ковроткачество, кружевоплетение и многое другое — все начиналось с них. Сегодня обратимся к искусству гончарного дела.
Древнейшие гончарные изделия, обнаруженные на территории Армении, относятся в VI тыс. до н.э. (эпоха «гончарного неолита»), когда уже был известен обжиг и грубый орнамент. С первой половины III тыс. до н.э. появляется цветная керамика, с середины бронзового века — чернолощеная. Керамика, изготовленная на гончарном круге, встречается с середины II тыс. до н.э.
Развитию гончарного ремесла во многом способствовало наличие сырья — высококачественной глины — kav, которая, согласно источникам, также вывозилась из Армении в Грецию, в страны Ближнего и Среднего Востока. Так, уже до I тыс. до н.э. из Армении вывозился специальный вид красной глины, известный под названием «армянская глина» (bolus armena), использовавшийся в греческой медицине. Высоко ценился также вид глины, которую арабы и персы называли t’in armani.
Залежи красной, белой и черной глины встречаются во многих местах на территории Армении. Больше всего использовалась красная глина («красная земля» или «сильная земля»). Залежи розовой глины известны в окрестностях средневековой столицы Двин, черной глины («черная земля», «жирная земля») имеются также в Апаране (у подножия горы Арагац), в Араратской долине, Шираке, Сюнике, белой — в Лори, Тавуше.
В бронзовом веке многие хозяйственные и культовые предметы, формы для литья металла и прочее изготовлялись из глины с чернолощеной поверхностью и украшались геометрическими и растительными орнаментами. Высокого технического и художественного уровня достигла керамика в период Ванского царства. В IX–XIII вв. Двин, Ани и другие города средневековой Армении становятся крупными производственными центрами гончарных изделий, в которых мастера, как и другие ремесленники, были объединены в цеховые организации — амкарства.
Каждое из амкарств должно было построить часовню либо церковь в честь своего праотца, сохранять всегда горевшую лампаду. Праотцом гончаров считался Бог-Отец, так как он создал Адама из глины и стал основателем гончарного ремесла.
Источники:
1. Армяне / отв. ред. Л.М. Варданян, Г.Г. Саркисян, А.Е. Тер-Саркисянц ; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН ; Ин-т археологии и этнографии НАН РА. — Москва : Наука, 2012. — (Народы и культуры).
2. Армения. Легенда бытия. Страна, излучающая все круги истории [каталог] / Редакционно-издательский отдел ГИМ. — Москва, 2016.
Иллюстрация обложки: Минас Аветисян. Хноци (Маслобойка), 1964