Петрос Контураджян: забытый коллега Пикассо и Матисса
В 1945 году в Париже открылась выставка «Величайшие художники современности в пользу военнопленных». Участвовали в ней Пабло Пикассо, Анри Матисс, Марсель Громер и Петрос Контураджян. Знакомо ли вам это имя? Увы, мало кто его знает. Попробуем восстановить справедливость в меру наших сил.
Судя по нескольким картинам, обозначенным как «Вид из окна художника», становится ясно, что жил Контураджян в Арабкире — в том районе Еревана, где поселились репатрианты, переселявшиеся в СССР во второй половине 1940-х годов. Можно ли теперь найти его дом? Некоторые участки Арабкира были впоследствии расселены и на их месте выросли девятиэтажные типовые здания.
В СССР художник приехал в 1947 году, вместе с другими парижанами, выходцами из Западной Армении. Большая часть наследия художника хранится в Национальной галерее Армении. Как и Эдмон Шаин и Левон Тер-Карапетян, Контураджян подарил большую часть своих работ главному армянскому музею.
Между тем, картины художника не всегда можно видеть в экспозиции, а его имя в Армении знают разве что специалисты. А зря. Его искусство отличают живые, красочные композиции, мастерская игра с пропорциями и любовь. В галерее хранится серия женских портретах — по всей видимости, на них изображена возлюбленная Контураджяна. Была она рыжая и зеленоглазая, обладала пышными, в сегодняшнем понимании, формами. Нет никаких сомнений, что для многочисленных «обнаженок» позировала одна и та же дама.
В последние годы жизни Контуарджян любил гулять по Парку Победы — на некоторых его рисунках даже видна недолго просуществовавшая статуя Сталина. Но все это было уже после головокружительного успеха в Париже, куда он приехал сиротой, держа за руку младшего брата Аршака. Мальчики лишились обоих родителей — сначала погиб в бою отец, сапожник Нерсес, затем скончались от болезни сестра и мать.
Братья оказались в Алеппо в сиротском приюте для армянских детей. Художественный дар Петроса проявился уже там. К счастью, в приюте нашлись педагоги, определившие его дальнейшую судьбу — с помощью меценатов Контураджян переехал во Францию. Окончив Художественную академию в Париже, юноша продолжил обучение в мастерской известного французского художника Фернана Леже. Видимо, именно встреча с Леже заставила его принять решение переехать в Советскую Армению: Леже был коммунистом. Художник поддерживал связь с исторической родиной задолго до репатриации, был участником тифлисского Общества художников-армян.
Приняв как-то раз участие в ежегодном «Осеннем салоне» в Париже, Контураджян через некоторое время стал членом его жюри. К 1940-м годам он стал одним из самых известных художников Парижа. Шутка ли — выставка с самим Пикассо и с Матиссом! Как же получилось, что такой именитый художник оказался в полном забытьи? Нам даже не удалось отыскать ту самую мастерскую в переулочках Арабкира или найти старожилов, которые бы помнили его. Впрочем, последнее неудивительно. Петрос Контураджян скончался в еще 1956 году.
Мы очень надеемся, что эта публикация вызовет интерес к наследию художника.