Единственная правдивая - история, написанная карикатурами

Единственная правдивая - история, написанная карикатурами

Карикатуры выросли из пародии, из шутовства. Передразнивание, обличение скрытого, негласного, позволяли обществу не уходить в крайности. Так сложилось, что об армянской карикатуре в наши дни почти ничего неизвестно, она не исследована, не собрана, не выделена. Мы очень надеемся, что наш робкий шаг в этом направлении вдохновит вас, привлечет внимание к этой интереснейшей теме.


- Протестуя - поддерживаем! - Мы против декабрьских выборов!  - Но примем участие в декабрьских выборах! Автор @Tigran, студия MediaLab

- Протестуя - поддерживаем! - Мы против декабрьских выборов!
- Но примем участие в декабрьских выборах!
Автор @Tigran, студия MediaLab

«Протестуя — поддерживаем! Мы против декабрьских выборов! Но мы примем участие в декабрьских выборах!» — говорят члены одной из армянских партий на карикатуре студии MediaLab.am Сегодня о любом событии в Ереване, в Спюрке, в мире можно узнать от карикатуристов ресурса через пару часов. По их рисункам можно проследить историю Республики Армения последних трех лет, например, события лета 2016 или отношения с Турцией последних лет, или простые, не политические темы. MediaLab.am выдержал преследования, угрозы и другие репрессивные меры. Но после Бархатной революции авторы портала не превратились в провластных, хотя их симпатии очевидны. Они продолжают срывать покровы со всех и с каждого. В этом суть карикатуры, в этом великая миссия смеха, придворных шутов и, конечно, карикатур.

- Рассказать анекдот про Никола? - Позор! Предатель! Продажный! Провались сквозь землю! Надпись на животе беременной - “Никол”. Автор @Vahe, студия MediaLab.am

- Рассказать анекдот про Никола?
- Позор! Предатель! Продажный! Провались сквозь землю!
Надпись на животе беременной - “Никол”.
Автор @Vahe, студия MediaLab.am

Создавая эту галерею мы с грустью отмечаем, что в ней нет ни одного рисунка из газеты «Иравунк» 1990-х годов. Тогда это была самая покупаемая газета во всей Армении, люди в регионах с нетерпением ждали свежего номера, и все из-за последней полосы. Над сатирической страницей «Иравунка» работали не только сотрудники газеты. В назначенный вечер в редакции собирались их друзья, начинали обсуждать последние события в стране и шутить по этому поводу. Лучшие шутки и попадали в номер. К сожалению, подшивок газеты у нас нет, а на официальном сайте нет архива. Очень надеемся, что когда-нибудь ситуация изменится и мы вас порадуем историей Армении девяностых — настоящей, яркой, без маски.


Автор, Левон Генчоглян, Национальная галерея Армении

Автор, Левон Генчоглян, Национальная галерея Армении

В середине ХХ века армянские карикатуристы брали государственные заказы, рисовали Гитлера, дядюшку Сэма и мировой империализм. Впрочем, оговоримся — советские армянские карикатуристы. Эти работы сегодня хранятся в Национальной галерее Армении. Художники получали звания, проводили выставки, но их работы не вызывали особого восторга у зрителей, несмотря на несомненные художественные достоинства. Еще одна любимая тема советских карикатуристов — бюрократия. Особенно выделяются работы Сурена Степаняна.

Голод в Турецкой Армении, а армянский капиталист - в Париже Автор: Давид Окроянц, газета “Саприч”

Голод в Турецкой Армении, а армянский капиталист - в Париже
Автор: Давид Окроянц, газета “Саприч”

А диаспора, между тем, жила совсем другой жизнью. Издания на армянском, выходившие в США, Франции, Египте, в Ливане и Сирии публиковали карикатуры на внутриобщинные проблемы: сбор средств на строительство церквей, проблемы сохранения армянского языка и культуры. Особенно интересна тегеранская газета «Бобох». Среди социальных тем, тронувших карикатуристов — курение среди молодежи, стремление к замужеству, отношения супругов. Особенно занимателен символ газеты — веселая старушка, которая появлялась на первой полосе каждого номера. В первых номерах она носила тараз, а затем — элегантный современный костюм. Благодаря блогу «Грахавак» нам удалось собрать некоторые из них.

Бобох - талисман одноименной газеты, издававшейся в Тегеране в середине века.

Бобох - талисман одноименной газеты, издававшейся в Тегеране в середине века.

Гордость нашей виртуальной галереи — рисунки досоветской эпохи. Рисунки 1890-х, 1900-х, 1910-х уносят нас в совсем другую реальность. Разглядывая их сегодня, мы понимаем, что совсем ничего не знаем о тех временах. Конечно, большинство рисунков посвящены самой болезненной теме -положению армян в те страшные времена. Особенно интересны рисунки газеты «Аптак», посвященные ситуации в Турции. Заинтриговал названием журнал «Аннамус» («Бессовестный»), к сожалению, удалось пока найти лишь один номер — в том же блоге «Грахавак». Зато какое богатство: мы узнали не только о преследованиях газеты «Еркир», но и, например, о ситуации с трамваями в Тифлисе. Но главная радость — страницы газеты «Саприч». Некоторые из ее карикатур упомянуты в интернет-энциклопедиях «Хайазг» и «Википедия», в статьях, посвященных Давиду Окроянцу. Художник сам открыл в Санкт-Петербурге эту газету, чтобы выразить свое отношение к современным ему событиям. «Из героев самообороны», «Бал в честь голодающих», «Современные янычары» и многие другие работы Окроянца теперь доступны на нашем сайте в разделе «Карикатуры».


Просматривая нашу галерею, зритель постигнет простую истину: настоящую историю пишут карикатуристы. Только у них она живая, обнаженная, нервная, без лживой маски. Из этого правила есть множество исключений, и в нашей подборке «мертвые» карикатуры сразу бросаются в глаза, не выдерживая конкуренции с живыми.

Нарине Эйрамджянц







Единственная правдивая - история, написанная карикатурами