Пьер Ришар и Шарль Азнавур в философской комедии «Гвоздоед»

Пьер Ришар и Шарль Азнавур в философской комедии «Гвоздоед»

Нет сомнения в том, что фильм с участием Пьера Ришара и Шарля Азнавура достоин внимания и его, конечно, стоит посмотреть. Философская комедия франко-израильского режиссера Моше Мизрахи «Гвоздоед» (Mangeclous), вышедшая в 1988 году, дала зрителю возможность увидеть в одной картине игру замечательных актеров.

Афиша фильма «Гвоздоед». Фото: kinopoisk.ru

Моше Мизрахи экранизировал произведение швейцарского писателя Альбера Коэна, родившегося в еврейской семье на греческом острове Корфу. Известен Коэн своей трилогией, в которую вошли романы «Солаль» (Solal), «Проглот» (или «Гвоздоед», Mangeclous) и «Любовь властелина» (Belle du Seigneur). В основу фильма Мизрахи легла вторая часть трилогии, опубликованная в 1938 году.

Описываемые события происходят в 1938 году во времена Лиги Наций, прекратившей свое существование в 1946-м. Действие переносится из места в место — Женева, остров Кефалония в Греции, Марсель.

Молодой дипломат и не кто иной, как заместитель генерального секретаря Лиги изнывает от скуки. Он решает написать своим бедным родственникам — «доблестным французам» — загадочное письмо, расшифровав которое, они станут обладателями немалой суммы денег. Прочитав криптограмму, герои отправляются на поиски сокровищ, которые приводят их в Швейцарию.

По дороге к богатству родственники затрагивают в своих спорах и беседах множество небезынтересных тем. Это и судьба их еврейского народа, и существование бога, и сюжет романа Льва Толстого «Анна Каренина».

Кадры из фильма «Гвоздоед»

Одного из «доблестных французов» — ненастоящего адвоката и врача без диплома — прозвали Гвоздоедом за его ненасытный аппетит. В детстве он даже проглотил с дюжину винтов, надеясь заглушить свой неутолимый голод. В роли Гвоздоеда сыграл Пьер Ришар.

Шарль Азнавур исполнил роль бродяги, на какое-то время присоединившегося к Гвоздоеду и его спутникам. Зовут его Иеремия. Он носит имя второго из четырех великих пророков Ветхого Завета, названного «плачущим». «…я несчастный еврей. Ни аргентинский, ни французский, ни швейцарский, ни шведский. Ничей. Еврей. По-французски мое имя — Иеремия».

Пьер Ришар и Шарль Азнавур в философской комедии «Гвоздоед»