Лекция филолога, писателя Ильи Бражникова прошла в Армянском музее Москвы
"Язык первых людей" - под таким условным названием прошла лекция филолога, эссеиста, прозаика Ильи Бражникова в Армянском музее Москвы. Скорее, это был семинар, где можно высказать свое мнение, играть в слова и созвучия, новые смыслы.
Лекция была посвящена праязыку, на основе которого сформировалась индоевропейская языковая семья. Илья Бражников рассказывал об изучении санскрита, древнего литературного языка Индии, некоторых аспектах его грамматики, в частности оо соотношении "священных слогов" санскрита с простым ("местоименным") индоевропейским корнем. Он коснулся "теории агглютинации" немецкого линвиста Франца Боппа и ее значения для современных реконструкций праязыка, в том числе ностратических.
Само название лекции было ироническим обыгрыванием сюжета из
современного популярного эпоса "Игра престолов", который написал человек с филологическим образованием и поэтому языковая (на уровне собственных имен) и историческая реконструкция - важнейшие составляющие его работы. Великие поэты, часто не обладая академическими филологическими знаниями, интуитивно приближаются к первичным смыслам современных слов, их этимологии. Например, Пушкин в стихотворении "Свободы сеятель пустынный". Все, наверное, ещё в школе обращали внимание на странную метафору: как можно сеять свободу? И почему свобода сеется? Конечно, есть евангельское: Вышел сеятель сеять… — притча о Сеятеле, который сеет слова, а они потом прорастают. Там под Сеятелем подразумевается Сам Бог-Слово, а люди, к которым Он обращается со Словом, представлены различными видами почвы – сухой, каменистой или, напротив, богатой и плодородной. Так же и пушкинский Сеятель-Просветитель, очевидно, сеет слова. У Пушкина свобода – это плод, всход посеянных слов. Слово – семя, зерно; а свобода – это взошедший и созревший колос.
Наш великий поэт здесь, как и везде, проявляет удивительное языковое чутьё. «Свобода» и «сеять» – слова, восходящие к одному древнему священному слогу «*swa/*sja*/*suo/*seiw. То есть, понятие «сеять» присутствует в понятии «свобода». «Свобода», «сеять», «свое» – это слова, которые плотно взаимосвязаны, поскольку восходят к одному корню, хотя сегодня они и сильно разведены
Илья Бражников окончил филологический факультет Московского педагогического государственного университета и аспирантуру Института мировой литературы, доктор филологических наук (диссертации «Мифопоэтический аспект литературного произведения» и "Историософский текст русской революции в художественной литературе и публицистике XX века"). Он преподавал в московских школах, гимназиях, лицее, университетах. С 1990 г. публиковал стихи, рассказы, эссе, статьи в журналах и альманахах «Вестник Новой литературы», «Черновик», «Дядя Ваня», «Новая Юность», «Вавилон», «Волшебная гора», в «Независимой газете», «Учительской газете» и др. Вместе с Игорем Шулинским составил альманах молодых постмодернистов «Пост» , стоял у истоков журнала «Птюч». Илья Бражников - автор художественных и научных книг: "Кулинар Гуров" (2002), "Мифопоэтика поступка" (2010), "Русская литература XIX-XX веков: Историософский текст" (2011) . В последние годы занимался журналистикой и преподаванием, а в настоящее время готовит материалы для новой книги: "Что это будет - научная монография, где будет использован мой метод языковой реконструкции, или, может быть, новый эпос - пока непонятно", - признался И. Бражников.
Встречи с Ильей Бражниковым будут продолжаться в Армянском музее Москвы.